Смена средств представления реальности в психодраме

Форум для осмысления любых тем связанных с психодрамой и психотерапией

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 24 сен 2008, 17:48

Подумал про то, что для психодрамы характерна постоянная смена средств описывающих внутреннюю/внешнюю реальность. То что не получается сказать в разговоре, можно выразить в ролевой игре. То что не получается рассказать, можно показать действием. Если не выходит показать, можно выразить в пространственной или визуальной метафоре. Некоторые совсем невыразимые вещи могут легко выразиться телом или звуком. И так далее…

Я так думаю, что тут есть какие-то пересечения с арт-терапией. Только в арт-терапии, насколько я понимаю, именно смена средства выражения, не является таким явственным способом продвижения терапевтической работы как в психодраме.

Причем все эта смена средств описания реальности отчетливо используется для двух целей.
1) Для раскрытия ситуации, понимания проблемы, осознавания, проявления непроявляемого.
2) При поиске средства метафорического разрешения ситуации. В ситуациях когда клиент не знает что делать, терапевт может предложить смену формы выражения, чтобы помочь проявиться решению. Спонтанность терапевта, проявленная в смене средства выражения, дает возможность проявиться спонтанности клиента, направленной на решение.

И отсюда еще дополнительно проявляется роль директора в этом процессе: он не решает проблемы клиента. Он, меняя конструкции ситуаций и средства выражения, помогает клиенту самому свои сложности разрешить.

И еще мне кажется, что создание метафоры ситуации - это по сути есть выход из нее в ситуацию «взгляда со стороны», «выход в зеркало».
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 24 сен 2008, 19:37

Смена средства выражения, как в общем то и смена роли (отношения к проблеме) приводит "расшатыванию и расширению" паттерна восприятия ситуации. И тем самым открывает возможность для ее разрешения. Говоря психодраматическим языком - это все способствует освобождению спонтанности, которая позволяет действовать адекватно ситуации. "Расшатывание" паттерна восприятия ситуации - это похоже на смысл рефрейминга в эриксоновском гипнозе и НЛП. Рефрейминг в психодраме происходит за счет построения картинки и "выхода за ее пределы" в зеркало или в другую роль, что отлично соответствует этимологии слова рефрейминг.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Билык Марина 01 дек 2010, 12:30

Одна из возможностей смены средств, или выхода в "зеркало" - применяется при работе с сопротивлением-это пригласить на роль какого нибудь великого терапевта (может Морено) и ведущий у протагониста, находящегося в роли Морено берет супервизию. Спрашивает - не знаю что делать с этим клиентом, все испробовал. как думаешь. чем можно ему помочь? Над чем можно работать ? Или может бесполезно. Ты великий терапевт - подскажи как быть.

Таким образом открыто обсуждая с протагонистом его ситуацию и одновременно перекладывая на него ответственность за решение можем сдвинуться с места.
Аватара пользователя
Билык Марина
Сообщения: 9
Репутация пользователя: 4

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 01 дек 2010, 23:31

Билык Марина писал(а):...

Для меня, пример который Вы привели, относится к "смене конструкции ситуации", взгляда с другой стороны, форме зеркала. А в слова смена средств выражения, я вкладываю значительно более простую идею:

Павел Корниенко писал(а):... То что не получается рассказать, можно показать действием. Если не выходит показать, можно выразить в пространственной или визуальной метафоре. Некоторые совсем невыразимые вещи могут легко выразиться телом или звуком. ...
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Билык Марина 02 дек 2010, 13:25

Что ж... не попала. Хотелось блеснуть интеллектом...:)
Аватара пользователя
Билык Марина
Сообщения: 9
Репутация пользователя: 4

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 02 дек 2010, 14:44

Можно сделать отдельную тему - работа с сопротивлением, и пособирать туда всякие разные идеи про это. Тема интересная и очень противоречивая.

Люди, есть ли интерес и готовность обсудить что-то про сопротивление?
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Лена Логинова 13 фев 2011, 20:30

Паш, очень хочу поговорить про сопротивление. Я всё про того же мальчика. Он ни в какую не хочет "колоться", какие слова ему мамулечка навешала за всю его жизнь! И при этом - на первой сессии заплакал. Он отказывается рассказывать и показывать, как и что она делала или говорила в отношении его!!! Я спросила: "Это что, так больно, что ты даже говорить об этом не хочешь?" Он кивнул.
Лена Логинова
Сообщения: 11
Репутация пользователя: 0

Непрочитанное сообщение Жанна Лурье 13 фев 2011, 21:37

Паша, а объедини, пожалуйста, эти сообщения и описания случая в одной теме - чтобы понятнее было, о чем идет речь.
Спасибо)))
Аватара пользователя
Жанна Лурье
Сообщения: 164
Репутация пользователя: 13

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 13 фев 2011, 22:12

Лена Логинова писал(а):...

Жанна Лурье писал(а):Паша, а объедини, пожалуйста, эти сообщения и описания случая в одной теме - чтобы понятнее было, о чем идет речь. Спасибо)))

Все обсуждения по этому случаю с мальчиком, тут: Самооценка (и техника «Два мира»)

Жанна Лурье писал(а):А про сопротивление поговорить интересно. Кто и как понимает это понятие, как вы к нему относитесь (в психодраме), что делаете...

Про сопротивление оставляем в этой теме.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Лена Логинова 01 мар 2011, 21:29

Паша, здравствуйте!
Я про тех же своих "персонажей". Что мальчик, что девочка - я одного не пойму: они не могут в принципе ухватить другую роль (не может говорить из других своих частей) или просто не хочет вообще терапии, ведь, я его взяла как "заклейменного" ?? Или это сопротивление включатеся? Как это определить? А девочка входит в ступор и на все вопросы - не знаю, не знаю и т.д. Это имеет смысл окучивать как-нибудь, или мы без внутреннего запроса ребенка не работаем? А как тогда мы поможем, ведь, эти детки после грубого и жесткого образщения? Мне очень интересно твоё мнение.
Лена Логинова
Сообщения: 11
Репутация пользователя: 0


Библиографическая ссылка: Смена средств представления реальности в психодраме. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t147.html]

Вернуться в Обсуждения теории и практики психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron