Программа спецкурса "Психодрама" РГУ

От обзорных спецкурсов, до многолетнего сертификационного обучения

Непрочитанное сообщение Редактор 26 сен 2008, 00:17

Источник: http://open-edu.rsu.ru/pub/1779
В виде файла Word:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Программа спецкурса «Психодрама»


Ростов-на-Дону. 2006

Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии, протокол № 4 от 27 июня 2006 года.

Автор: Сериков Геннадий Витальевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии Ростовского государственного университета.
Рецензент: Рюмшина Любовь Ивановна, доктор психологических наук, доцент кафедры социальной психологии
Воронцов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии



Организационно-методический раздел

Цель спецкурса – ознакомить студентов с теоретическими основами психодрамы, ее базовыми понятиями и техниками работы с различными личностными и групповыми проблемами.
Задачи спецкурса:
  1. Ознакомить студентов с подходом Я.Л. Морено к исследованию проблем межличностного взаимодействия, с психодрамой как психотерапевтическим методом.
  2. Дать представление об основных этапах работы руководителя психодрамы, задачах, связанных с ее практическим проведением.
  3. Ознакомить с базовыми психодраматическими понятиями, техниками и упражнениями, направленными на создание в группе атмосферы доверия и самораскрытия.

Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения данной дисциплины студент должен:
  • иметь представление: об истории зарождения и развития психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, сферах применения психодрамы, специфике, достоинствах и ограничениях психодрамы, качествах тренера, необходимых для успешной работы с группой, основных трудностях проведения психодрамы;
  • знать: наиболее важные теоретические понятия, относящиеся к психодраме, ролевой игре, групповой психотерапии и социометрии, методы (техники) работы с различными возникающими проблемами, способы создания и поддержания оптимального уровня взаимодействия в группе;
  • уметь: с помощью конкретных техник, упражнений и групповых игр создавать и поддерживать в группе атмосферу безопасности и самораскрытия.
Содержание курса.
Общая характеристика курса
С содержательной стороны данная дисциплина представляет собой курс лекций и семинарских занятий, посвященный: 1) изучению теоретических положений, лежащих в основе психодрамы; 2) принципам и правилам психодраматической психотерапии, трудностям, возникающим в ходе работы с группой; 3) использованию разогревающих упражнений и психодраматических техник в ходе работы с группой; 4) проблемам безопасности и самораскрытия в группе; 5) феноменам переноса, эмпатии, теле, а также профессиональной и социально-психологической компетентности ведущего.
Курс предусматривает анализ примеров из практики, рассмотрение различных ситуаций, связанных с неблагоприятным развитием событий в группе, особенностями работы с ними, а также работе с «трудными» клиентами.
В данном курсе обращается внимание на взаимосвязь фактора личностной «проработанности» ведущего, его практической и теоретической подготовки, уровня развития его социально-перцептивных способностей и эффективности групповой работы. Уровень социально-психологической компетентности тренера, его способность работать групповыми методами рассматриваются как системные качества, которые складываются как из врожденных индивидных особенностей, характеристик, так и качеств, способностей, поддающихся развитию и улучшению. В результате у студентов формируется потребность в личностном и профессиональном росте, овладению методами работы в группе, позволяющими выполнять эффективные, вариабельные и безопасные интервенции в различных ситуациях.
На семинарских/практических занятиях предусматривается закрепление лекционного материала и ознакомление с основными техниками, упражнениями, играми, целью которых является оптимизация межличностных отношений, организация группового взаимодействия, создание атмосферы безопасности и самораскрытия в группе.

МОДУЛЬ I. Психодрама Я.Л. Морено, ее теоретические основы


Тема 1. Психодрама, социометрия и групповая психотерапия Я.Л. Морено: история возникновения и теоретические конструкты.


Я.Л. Морено, особенности личности, этапы жизненного пути и поиски своего метода. История возникновения психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (Р. Марино).
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.13-51.

Тема 2. Ранние психодраматические и социометрические опыты Я.Л. Морено. Этапы психодраматического движения.

Новаторские идеи Морено в Европе до 1925г. Пионерская работа Морено в США до 1950. Развитие методов социометрии, исследование в тюрьме Синг-Синг и Гудзонской школе.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.330-339.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.

Тема 3. Основные психодраматические понятия и техники.

Базовые понятия и техники психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, дублирование, роль, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
4. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.

Тема 4. Спонтанность, действие, креативность, «консервы», креативные качества человека.

Человек как космическое существо. Общая теория спонтанности Понимание спонтанности как адекватной реакции на новые условия или новой реакции на старые. Теория спонтанности и креативность. Деструктивные и креативные стороны спонтанности. Измерение спонтанности, тестирование спонтанности. Действие как основа метода Я.Морено. Место креативности в теории Я.Морено, креативный круговорот, «культурные консервы», театр спонтанности и метод К.С.Станиславского. Спонтанность и психологический детерминизм. Тренинг спонтанности.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.112 -117.
2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.126-146, 153-160, 177-184.

Тема 5. Фазы/этапы психодрамы.

Основные этапы психодраматической сессии: 1) «разогрев», 2) действие, 3) заключительная или фаза обсуждения. Содержание, задачи каждого этапа, особенности работы ведущего психодрамы и групповые процессы.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
4. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.

Тема 6. Психодрама и социометрия.

Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено. Социометрия и социометрические критерии, социограмма. Понятия «социальный атом», «регенерация» социального атома и «социальная смерть». Социодрама, как метод проработки межгрупповых проблем.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.
3. Морено Я. Социометрия. М.: Академический проект, 2001. С.117-124.

Тема 7. Психотерапевтические принципы в психодраме.

Принципы использования ролевых игр в психотерапии (Д. Киппер): 1) конкретность описания; аутентичность/достоверность, подлинность /поведения через описание «здесь и сейчас»; 2) максимальное вовлечение и спонтанные описания; 3) выборочное усиление-фокусировка (изменение временных параметров, внешнее воплощение внутреннего; 3) расширение познавательных возможностей за счет защищенности и контроля, нового эмоционального (коррективного) опыта, работы со сверхреальностью, 4) приспособление темпо-ритма к конкретному протагонисту и обучение навыку сдерживания; 5) принцип последовательности взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Поддержание адекватных терапевтических отношений с пациентами, соблюдение этического кодекса, профессионализм и уверенность в методе.
Литература:
1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83-86, 94-120.
2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.

Тема 8. Роль, ролевое развитие, психосоматические и соматические роли по Я.Л. Морено.

Развитие ролевой игры, театра импровизации, психодрамы. Теория ролей Я.Л. Морено. Ролевое развитие и его стадии: эмбриональная стадия, первая, вторая и третья вселенные. Этапы ролевого развития: первичные ролевые категории, соматические и психосоматические роли, психические роли, социальные роли, трансцендентные или интегративные роли. Вторичные ролевые категории: психодраматические роли, консервированные роли.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.80-95, 101-112.
2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-214.

Тема 9. Сравнительный анализ психодрамы и ролевой игры как составляющей СПТ.

Ролевая игра и психодрама, сходство и отличия (задачи, области применения, временные ограничения, соотношение импровизации и заданного сценарием, активность и ответственность ведущего, его роли, содержательные отличия, касающиеся заключительной фазы. Ролевые игры как метод обучения навыкам в социально-психологическом тренинге (А. Ментс). Основные техники ролевой игры: обмен ролями, отражение, аквариум, параллель, переигровка, стул-собеседник. Особенности работы с разновозрастными категориями клиентов, ограничения ролевой игры. Применение методов ролевой игры при решении проблем общения и обучения практическим навыкам и поведенческим паттернам различных категорий клиентов. Выбор ролевой игры, подготовка к ролевой игре, правила написания сценария ролевой игры.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1988. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83-86, 94-120.
3.Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб: Питер, 2001. С.6-58.

Тема 10. Психодрама и психоанализ.

Основные понятия, используемые при объяснении диадного и группового взаимодействия в психодраме и психоанализе: перенос и контрперенос, психологическая защита (проекция, сопротивление, вытеснение и др.) эмпатия, теле, сепарация, интроекция, регрессия, групповое бессознательное. Интерпретация как основной инструмент работы психоаналитика и действенная проработка в психодраме, достоинства и недостатки методов.
Литература:
1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С.8-32.
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
4. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.
5. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999. С.10-51.

Тема 11. Психоаналитически ориентированная психодрама, ее особенности (П. Холмс, Э. Барц).

Теория объектных отношений и психодрама. Ранние детские переживания и взаимоотношения и их влияние на отношения между людьми в настоящем (О. Кернберг). Повторения и перенос, роли и бессознательное в психодраме. Психодрама с точки зрения аналитической психологии, влияние архетипических структур на индивидуальное сознание и бессознательное, символы и символические действия.
Литература:
1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С.8-32.
2. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999. С.10-51.

МОДУЛЬ II. Работа с группой и личность директора психодрамы, доверие и безопасность в группе


Тема 12. Директор психодрамы – профессиональные качества и личностные характеристики.

Личностные характеристики и социально-перцептивные способности директора психодрамы, необходимые для успешной психотерапевтической работы с группой (качества успешного психотерапевта). Проблемы психотерапевта и их влияние на особенности групповой работы. Методы самостоятельной работы руководителя группы, супервизия.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», С. 29, 53-66 .
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.290-336.
3. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. 258с.
4. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. 267с.

Тема 13. Основные роли директора психодрамы, феномен контрпереноса, этические требования и проблема границ.
Профессиональные требования к директору, его роли: аналитик, режиссер, терапевт, ведущий (П. Келлерман). Контрпереносные реакции, личность ведущего, этические требования и проблема границ.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. – С.53-69, 70-81.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. – С.290-336.
3. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. – 258с.
4. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. – 267с.

Тема 14. Проблема доверия и безопасности в группе.

Виды группового сопротивления, обусловленные недостаточным доверием: сопротивление ведущему, методу, теме, группе, процессу. Проявление сопротивления, его функции и методы преодоления (по П. Келлерману). Влияние опыта предыдущего взаимодействия и статусно-ролевой позиции членов группы на особенности межличностных взаимоотношений в группе. Проблемы безопасности в группе.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс». С.173-192.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.367-378.

МОДУЛЬ III. Принципы и методы практической работы с группой


Тема 15. Достоинства и недостатки групповых форм работы.

Особенности групповой психотерапевтической работы. Предыстория групповой психотерапии. Психотерапевтическое воздействие группы: терапевтические факторы. Основные преимущества групповых форм работы: группа как общество в миниатюре, возможность получения обратной связи и поддержки от членов группы, возможность быть не только участником, но и зрителем, стимулирование личностного роста, экономические преимущества.
Литература:
1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.244-247, 256-288.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С.9-26.

Тема 16. Организация группового взаимодействия, этапы, групповые нормы и правила.

Организационные моменты проведения психодрамы и ролевой игры: требования к месту проведения, дополнительное оборудование, продолжительность, оптимальная численность, состав (гомогенный или гетерогенный), подбор членов в ходе предварительного интервью. Особенности работы в открытых и закрытых группах. Информирование участников о принципах работы группы. Групповые правила и нормы: добровольность, активность, безоценочность, принцип «здесь и сейчас», конфиденциальность, форма обращения.
Литература:
1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – Ось-89, 1999(2003). 223с.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.339-367.
3. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. С.66-69.
4. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. С.227-337.

Тема 17. Сложные групповые ситуации, трудности ведущего и пути их преодоления.

Особенности группы, затрудняющие взаимодействие участников. Особенности установления контакта. Деструктивное поведение отдельных участников. Деструктивное поведение многих участников или всей группы. Трудные ситуации и их анализ.
Литература:
1. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. С.151-227.
2. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. С.151-166.
3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. С.182-184, 335-363, 389-393, 416-447.

Тема 18. Практическая работа с группой на стадии разогрева.
Фаза разогрева, ее задачи, психический и физический разогрев. Особенности использования упражнений, игр, элементов психогимнастики для создания в группе атмосферы доверия и самораскрытия. Прямое и косвенное представление, процедура «чекинга». Социометрические и идентификационные упражнения. Применение тематических упражнений в работе с группой. Групповые игры: способы организации и формы проведения. Процедура выбора протагониста и подготовка к основной фазе работы.
Литература:
1. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.17-37.
2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. С.179-182.
3. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.90-99.
4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
5. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003. С.7-33.

Тема 19. Работа директора на основной фазе.

Назначение и снятие ролей, дублирование, основные задачи дубля, множественное дублирование, постоянный дубль и техника попеременного дублирования. Психодрама, центрированная на протагонисте, ее особенности (организация сценического пространства, детализация, разогрев, непосредственное воспроизведение, свободные ассоциации, возвращение в предыдущий опыт). Завершение, понятие завершения. Терапевтические цели сцен завершения. Анализ примеров завершающих сцен в психодраме.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.
4. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1988. С.192-203.

Тема 20. Работа директора на заключительной фазе психодрамы.

Основное содержание заключительного этапа: «снятие ролей», идентификационная обратная связь, ролевая обратная связь. Шеринг как форма поддержки протагониста, правила его проведения. Процесс анализ, его значение для понимания групповых процессов (групповой динамики), виды процесс анализа (П.Келлерман).
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
4. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.
5. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2002. С.75-85.

Тема 21. Применение психодрамы и ролевых игр в работе с больными людьми (А. Шутценбергер).

Выявление причин заболевания. Трансгенерационные связи, «синдром годовщины». Геносоциограмма и ее практическое использование. Анализ клинических примеров. Преодоление стресса и визуализация работы организма.
Литература:
1. Шутценбергер А. Опыт применения психодрамы при лечении раковых больных //Вопросы психологии №5, 1990.
2. Шутценбергер А. Синдром предков. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. С.25-42, 82-116.

Тема 22. Применение психодрамы в работе с подростками, семьей, жертвами насилия, преступниками.

Интерпсихическая психодрама в работе с подростками и интерпсихическая социометрия П. Питцеле. Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем (Я.Л. Морено, З.Т. Морено), возможности психодрамы в работе с жертвами насилия. (М. Карп, Э. Банистер).
Литература:
1. Банистер Э. Научиться жить сначала /Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.125-140.
2. Карп М. Психодрама под маринадом /Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.155-170.
3. Морено З. Время, пространство, реальность и семья. Психодрама с вновь сложившейся семьей/Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.97-125.
4. Питцеле П. Подростки изнутри/Психодрама: вдохновение и практика. М: «Класс», 2000. С.37-65.

Тема 23. Психодрама, музыка, театр.

Применение музыки в психодраме. Психомузыка Я.Л. Морено, ранние опыты музыкальной психодрамы. Развитие идеи использования музыки в психодраме Дж. Морено. Использование музыкальных инструментов в процессе «разогрева». Озвучивание своего внутреннего состояния. Групповое исполнение и его последующий анализ. «Театр импровизации» Я.Л. Морено и влияние его идеи импровизационного взаимодействия актеров на драматическое искусство.
Литература:
1. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс. – 2001. – С.66-73, 267-273, 496-498.

Тема 24. Психодрама, основанная на работе с воображением.

Внешняя и внутренняя реальность. Особенности работы со сверхреальностью (добавочной реальностью) в психодраме: завершение незавершенных событий, разыгрывание сновидений, проба будущего, «волшебный магазин».
Литература:
1. Келлерман П. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.135-151.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.131-142.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.216-248.

МОДУЛЬ IV. Психодрама и психопатологические проблемы


Тема 25. Психодраматерапия и динамика влечений. Психодраматерапия и социометрия.

Акциональный голод и нарушения влечений. Торможение спонтанности. Применение психодраматических техник, стимулирующих воображение при недостатке реальных возможностей. Неадекватное ролевое поведение и бихевиорально-терапевтический ролевой тренинг (бихевиодрама). Нарушения ролевой дистанции и работа с ними. Понятие о «неврозе креативности» и «параличе влечений». Психодрамотерапия в аспекте социометрии: с позиций социального атома, с помощью социометрического перцептивного теста.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.264-275, 311-330.

Тема 26. Катарсис и инсайт в психодраме.

Понятие «катарсис», историческое развитие представлений о катарсисе, переживание катарсиса, роль катарсиса в психодраме. Инсайт в действии, процесс его достижения без помощи интерпретации. Возникновение инсайта и виды обучения.
Литература:
1. Келлерман П. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.92-117.
2. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс. 2001. С.52-55, 239-241.

Тема 27. Психодраматерапия в аспекте теории ролей.

Роль и ролевая динамика, ролевое тестирование. Психопатологические нарушения с позиции теории ролей, ролевой дефицит, его синдромы, атрофия ролей и вторичный ролевой дефицит (патологическая и физиологическая атрофия ролей). Ролевые конфликты: интраролевой, интерролевой, интраперсональный, интерперсональный.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.275-311.
2. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.207-235.

Тема 28. Роли клиентов в психотерапевтической группе, «трудные» клиенты в группе и работа с ними.

Роли клиентов, их анализ с точки зрения процесса взаимодействия, норм, ценностей, влияния на развитие группы. Трудные клиенты («монополист», «молчащий», «наводящий скуку», «отвергающий помощь нытик» и др.) в психотерапевтической группе, их влияние на групповые процессы, стратегии работы с ними. Неудачи групповой психотерапии.
Литература:
1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С.9-49.
2. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. С.416-453.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.434-441.

Распределение по часам

  • Лекции: 36
  • Семинары: 18
  • Самостоятельная работа: 54

Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа студентов в процессе изучения данного спецкурса состоит, в основном, в чтении и проработке материалов, не нашедших полного освещения в лекционном курсе и на семинарских занятиях в соответствии с приводимым тематическим планом и списком литературы.
№ п/п Вид самостоятельной работы Объем часов
(очная форма обучения)
1 Написание рефератов по темам семинарских занятий или по заданным темам по курсу 4 часа
2 Подготовка докладов, сообщений для семинарских занятий 2 часа
3 Работа с тестами по дисциплине 1 час
4 Конспектирование первоисточников 3 часа
5 Контрольная проверка знаний студентов в письменном виде 2 часа
6 Подготовка упражнений для «разогрева» группы 4 часа
7 Подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам 10 часов
8 Проработка тем, не охваченных в лекционном курсе и на семинарских занятиях (в соответствии с тематическим планом) 26 часов
ИТОГО: 54


План семинарских занятий


Семинарское занятие №1. История возникновения психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
1. Первые психодраматические и театральные опыты Я.Л. Морено.
2. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов.
3. Этапы психодраматического движения.
4. Основные психодраматические понятия и фазы психодрамы.
5.Социодрама как метод проработки межгрупповых проблем, понятие «социальный атом», его структура, «регенерация социального атома, «социальная смерть.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.27-41, 157-194..
2. Марино Р. История доктора. М.: Класс, 2001. С.29-30, 50-60, 87-103, 125-137,173-179.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.430-450.

Семинарское занятие №2. Психодрама как психотерапевтический метод, основные психотерапевтические принципы.
1. Принцип конкретности описания и аутентичности ролевых игр в психотерапии.
2. Принцип выборочного усиления-фокусировки.
3. Принципы работы психотерапевта.
Литература:
1. Келлерман П. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. – М.: Класс, 2001. – С.60-66, 81-91.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М.: «Класс», 1993. – С.43-47,83-86, 94-120.

Семинарское занятие № 3. Сравнительный анализ психодрамы, ролевой игры и психоанализа.
1. Различия между ролевой игрой и психодрамой
2. Психоанализ и психодрама: точки пересечения и отличия, особенности психоаналитически ориентированной психодрамы
3. Основные понятия, используемые при анализе диадного и группового взаимодействия.
Литература:
1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С. 8-32.
2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С. 47-57, 117-130.
3. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб: Питер, 2001. С.6-58.
4. Холмс П. Внутренний мир снаружи. Теория объектных отношений и психодрама. М.: Класс, 1999. С.92-118.

Семинарское занятие №4. Проблемы работы с группой и личность тренера, сложные групповые ситуации, способы работы с ними, проблема сопротивления, доверия и безопасности.
1. Профессиональные качества, личностные характеристики и социально-перцептивные способности тренера, необходимые для успешной работы с группой. Динамика представлений о тренере, поиск своего стиля, методы работы над собой.
2. Сложные групповые ситуации и способы работы с ними.
3. Проблема сопротивления и способы работы с ним.
4. Особенности эмоциональных отношений тренера и группы. Проблема травматизации и безопасности в группе.
Литература:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось 89, 1999. С.111-114.
2. Келлерман П. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.173-191.
3.Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.290-336, 367-378.
4. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. С. 87-109, 138-154.
5. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. С.80-94.

Семинарское занятие № 5. Практическая работа с группой на стадии разогрева.
1. Отработка техник знакомства и «разогрева» группы, прямое и косвенное представление, процедура «чекинга».
2. Отработка упражнений, направленных на создание атмосферы доверия и безопасности, тематические групповые игры, дублирование.
3. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула».
Литература:
1. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.17-37.
2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.179-182.
3. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.90-99.
4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
5. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003. С.7-33.

Семинарское занятие №6. Работа ведущего на основной и заключительной стадии психодрамы.
1. Выбор протагониста, организация сценического пространства, принцип конкретизации, монолог протагониста.
2. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля на заключительной стадии психодрамы.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3.Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.

Семинарское занятие №7. Применение психодрамы и ролевых игр в работе с больными людьми (А. Шутценбергер).
1. Выявление причин заболевания. Трансгенерационные связи, «синдром годовщины».
2. Геносоциограмма/генограмма и ее практическое использование.
3. Преодоление стресса и визуализация работы организма с помощью психодрамы.
Литература:
1. Шутценбергер А. Опыт применения психодрамы при лечении раковых больных//Вопросы психологии №5, 1990.
2. Шутценбергер А. Синдром предков. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. С.25-42, 82-116.

Семинарское занятие №8. Применение психодрамы в работе с подростками, семьей, жертвами насилия.
1. Особенности психодраматической работы с подростками.
2. Психодраматическая работа с семейными проблемами.
3. Психодрама с жертвами насилия.
Литература:
1. Банистер Э. Научиться жить сначала/Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.125-140.
2. Карп М. Психодрама под маринадом/Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.155-170.
3. Морено З. Время, пространство, реальность и семья. Психодрама с вновь сложившейся семьей/Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.97-125.
4. Питцеле П. Подростки изнутри/Психодрама: вдохновение и практика. М: «Класс», 2000. С.37-65.

Семинарское занятие №9. Психодрама, основанная на работе с воображением.
1. Понятие о сверхреальности, основные сферы использования данной психодраматической техники.
2. Особенности психодраматической работы со сновидениями.
3. Работа директора психодрамы с «завершением незавершенных дел», «пробой будущего» и «волшебным магазином».
Литература:
1. Келлерман П. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.135-151.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.131-142.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.216-248.

Темы контрольных работ (рефератов) к спецкурсу «Психодрама»

Тема 1. История возникновения психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, основные этапы развития психодраматического движения.
1. Основные этапы психодраматического движения.
2. Ранние психодраматические и социометрические опыты Я.Л. Морено.
3. Новаторские идеи Морено в Европе до 1925г. Пионерская работа Морено в США до 1950.
4. Развитие методов социометрии, исследование в тюрьме Синг-Синг и Гудзонской школе
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.13-51.

Тема 2. Роль, ролевое поведение, психосоматические и соматические роли по Я.Л. Морено.
1. Понятие роль, теория ролей Я.Л. Морено.
2. Ролевое развитие и его этапы.
3. Первичные и вторичные ролевые категории, их разновидности
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.80-95, 101-112.
2.Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-214.

Тема 3. Требования к профессиональной компетенции и личностным качествам директора психодрамы, его основные роли.
1. Личностные и социально-психологические характеристики директора психодрамы, необходимые для успешной психотерапевтической работы.
2. Профессиональные требования к директору, его роли: (П. Келлерман).
3. Проблемы психотерапевта и их влияние на особенности групповой работы.
4. Этические требования и проблема границ.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.29, 53-69, 70-81.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.290-336.
3.Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. 258с.
4.Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. 267с.

Тема 4. Использование игр и психогимнастических упражнений в работе с психодраматической группой.
1. Процедура знакомства и «разогрева» группы, прямое и косвенное представление.
2. Применение упражнений, направленных на создание атмосферы доверия и безопасности, тематические групповые игры,
3. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула».
Литература:
1. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.17-37.
2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.179-182.
3. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.90-99.
4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
5. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003. С.7-33.

Тема 5. Проблема сопротивления в группе, виды сопротивления, способы работы с ними.
1. Виды группового сопротивления, обусловленные недостаточным доверием:
2. Проявление сопротивления, его функции и методы преодоления (по П. Келлерману).
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс». С.173-192.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.367-378.

Тема 6. Основные понятия и теории, используемые при объяснении диадного и группового взаимодействия в психодраме и психоанализе.
1. Перенос и контрперенос, особенности понимания данных явлений, их влияние на групповую работу.
2. Основные виды психологической защиты.
3. Эмпатия и теле, сходство и различие феноменов.
4. Сепарация, интроекция, регрессия, групповое бессознательное.
Литература:
1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С.8-32.
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
4. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.
5. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999. – С.10-51.

Тема 7. Основные проблемные ситуации, трудности групповой психодраматической работы и пути их преодоления.
1. Особенности группы, затрудняющие взаимодействие участников.
2. Деструктивное поведение отдельных участников, многих участников или всей группы
3. Трудные групповые ситуации, их анализ и способы разрешения.
Литература:
1. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. С.151-227.
2. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. С.151-166.
3.Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. С.182-184, 335-363, 389-393, 416-447.

Тема 8. Работа директора на заключительной фазе психодрамы.
1. Основное содержание заключительного этапа: «снятие ролей», идентификационная обратная связь, ролевая обратная связь.
2. Шеринг как форма поддержки протагониста, правила его проведения.
3. Процесс анализ, его значение для понимания групповых процессов (групповой динамики), виды процесс анализа (П.Ф.Келлерман).
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С. 18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
4. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.
5. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2002. С.75-85.

Тема 9. Психодрама, особенности организации и проведения, основные этапы.
1. Организационные моменты проведения психодрамы, требования (место, дополнительное оборудование, продолжительность, оптимальная численность, состав (гомогенный или гетерогенный), подбор членов в ходе предварительного интервью.
2. Особенности работы в открытых и закрытых группах.
3. Принципы работы группы. Групповые правила и нормы:
4. Основные этапы психодраматической сессии. Содержание, задачи каждого этапа.
Литература:
1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Ось-89, 1999(2003). 223с.
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
3. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.
4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.339-367.
5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
6. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.
7. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. С.66-69.
8. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. – С.227-337.

Тема 10. Психоаналитически ориентированная психодрама, базовые понятия и теории.
1. Теория объектных отношений и психодрама. Ранние детские переживания и взаимоотношения и их влияние на отношения между людьми в настоящем (О. Кернберг).
2. Повторения и перенос, роли и бессознательное в психодраме.
3. Психодрама с точки зрения аналитической психологии, влияние архетипических структур на индивидуальное сознание и бессознательное, символы и символические действия.
Литература:
1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С.8-32.
2. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999. С.10-51.

Тема 11. Работа с группой на фазе разогрева, задачи, упражнения, групповые игры.
1. Отработка техник знакомства и «разогрева» группы, прямое и косвенное представление, процедура проверки самочувствия («чекинг»).
2. Отработка упражнений, направленных на создание атмосферы доверия и безопасности, тематические групповые игры, дублирование.
3. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула».
Литература:
1. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.17-37.
2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. С.179-182.
3. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.90-99.
4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
5.Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003. С.7-33.

Тема 12. Сверхреальность (добавочная реальность) как форма работы с воображаемыми ситуациями в психодраме.
1. Понятие о сверхреальности, основные сферы использования данной психодраматической техники.
2. Особенности психодраматической работы со сновидениями.
3. Работа директора психодрамы с «завершением незавершенных дел», «пробой будущего» и «волшебным магазином».
Литература:
1. Келлерман П. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.135-151.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.131-142.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.216-248.

Тема 13. Основные психодраматические техники и понятия.
1. Базовые понятия психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, роль,
2. Базовые техники психодрамы: дублирование, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
4. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С.53-60, 125-137, 173-178.

Тема 14.Социометрия как эмпирически-теоретическая основа психодрамы.
1. Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено.
2. Социометрия и социометрические критерии, социограмма.
3. Понятия «социальный атом», «регенерация» социального атома и «социальная смерть».
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.
3. Морено Я. Социометрия. М.: Академический проект, 2001. С.117-124.

Тема 15. Психотерапевтические принципы в психодраме.
1. Основные психотерапевтические принципы в психодраме по Д. Кипперу.
2. Принципы работы психотерапевта.
Литература:
1. Келлерман П. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. М.: Класс, 2001. С.60-66, 81-91.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83-86, 94-120.

Тема 16. Применение психодрамы в работе с подростками, семьей, жертвами насилия, преступниками.
1. Интерпсихическая психодрама в работе с подростками и интерпсихическая социометрия П. Питцеле.
2. Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем (Я.Л. Морено, З.Т. Морено).
3. Возможности психодрамы в работе с жертвами насилия. (М. Карп, Э. Банистер).
Литература:
1. Банистер Э. Научиться жить сначала /Психодрама: вдохновение и практика. М.: «Класс», 2000. С.125-140.
2. Карп М. Психодрама под маринадом /Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.155-170.
3. Морено З. Время, пространство, реальность и семья. Психодрама с вновь сложившейся семьей/Психодрама: вдохновение и практика. М.:«Класс», 2000. С.97-125.
4. Питцеле П. Подростки изнутри/Психодрама: вдохновение и практика. М: «Класс», 2000. С.37-65.

Тема 17. Спонтанность, действие, креативность, «консервы», креативные качества человека.
1. Понятие спонтанности, общая теория спонтанности.
2. Теория спонтанности и креативность. Деструктивные и креативные стороны спонтанности.
3. Измерение спонтанности, тестирование спонтанности.
4. Действие как основа метода Я.Морено.
5. Место креативности в теории Я.Морено, креативный круговорот, «культурные консервы», креативные качества человека.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.112 -117.
2. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. – С.126-146, 153-160, 177-184.

Тема 18. Работа директора психодрамы на основной фазе.
1) Назначение и снятие ролей, дублирование, основные задачи дубля, множественное дублирование, постоянный дубль и техника попеременного дублирования.
2) Психодрама, центрированная на протагонисте, ее особенности
3) Завершение, понятие завершения. Терапевтические цели сцен завершения.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.
4. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1988. С.192-203.

Тема 19. Психодраматерапия в аспекте теории ролей: психопатологические нарушения, ролевой дефицит, атрофия ролей, ролевые конфликты.
1. Роль, ролевая динамика, ролевое тестирование.
2. Психопатологические нарушения с позиции теории ролей, ролевой дефицит, его синдромы, атрофия ролей и вторичный ролевой дефицит (патологическая и физиологическая атрофия ролей).
3. Ролевые конфликты: интраролевой, интерролевой, интраперсональный, интерперсональный.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.275-311.
2. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.207-235.

Тема 20. Роли клиентов в психотерапевтической группе, «трудные» клиенты в группе и работа с ними.
1. Роли клиентов, их анализ с точки зрения процесса взаимодействия, норм, ценностей, влияния на развитие группы.
2. Трудные клиенты в психотерапевтической группе, их влияние на групповые процессы, стратегии работы с ними.
3. Неудачи групповой психотерапии.
Литература:
1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С.9-49.
2. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. С.416-453.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2002. С.434-441.

Вопросы к экзамену

1. Этапы творческого пути Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
2. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы: «разогрев», «действие», «ролевая обратная связь», «шеринг». Процесс анализ, его задачи.
3. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением, достоинства и недостатки групповых форм работы.
4. Основные роли директора психодрамы, феномен контрпереноса, этические требования и проблема границ.
5. Подготовка группы к работе «разогрев», активизация спонтанности и повышение уровня доверия, групповые игры, «чекинг», фазы развития группы.
6. Различия между ролевой игрой и психодрамой: техники, задачи, области применения, временные ограничения, соотношение импровизации и заданного сценарием, степень активности, отличие заключительных фаз.
7. Феномен переноса в психодраме и других формах психотерапии, сущность переноса, эмпатия и «теле», групповое бессознательное.
8. Директор/ведущий – профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики, необходимые для понимания других и успешной работы с группой.
9. Омнипотентные тенденции в работе ведущего и их влияние на особенности групповой работы, процессы интроекции и сепарации. Методы работы ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.
10. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».
11. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.
12. Основные психодраматические техники, их предназначение и особенности выполнения.
13. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.
13. Конкретность описания, аутентичность поведения («здесь и сейчас», максимальное вовлечение, спонтанные описания) как принципы использования ролевых игр в психотерапии.
14. Принцип фокусировки, изменения временных параметров, драматизации, внешнего воплощения внутреннего.
15. Сложные групповые ситуации, трудности тренера и пути их преодоления.
16. Особенности психоаналитически ориентированных форм психодрамы.
17. Основные понятия, применяемые для объяснения диадного и группового взаимодействия: перенос и контр-перенос, психологическая защита: (проекция, сопротивление, вытеснение, рационализация), сепарация, интроекция, регрессия, групповое бессознательное).
18. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.
19. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.
20. Практическая работа с группой на стадии разогрева, цели, задачи, техники. Способы организации и формы проведения упражнений и групповых игр.
21. Понятие «катарсис», катарсис в психодраме.
22. Особенности применения психодрамы в работе с подростками (интра психическая психодрама Питцеле).
23. Применение психодрамы в работе с семьей.
24. Особенности использования психодрамы с жертвами насилия: дети и взрослые.
25. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (добавочной реальностью, завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего, «волшебный магазин».
26. Основное содержание и задачи заключительной стадии психодрамы, ролевая и идентификационная обратная связь, шеринг, правила его проведения, процесс анализ.
27. Содержание основного этапа психодрамы.
28. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.
29. Первые психодраматические и театральные опыты Я.Л. Морено. Этапы психодраматического движения.
30. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.
31. Психодрама в работе с людьми, имеющими серьезные трудности в обучении.
32. Роль, ролевое поведение, психосоматические и соматические роли.
33. Психодраматерапия и динамика влечений (Г.Лейтц).
34. Психодраматерапия и социометрия (Г.Лейтц).
35. Психодраматерапия в аспекте теории ролей: психопатологические нарушения, ролевой дефицит, атрофия ролей, ролевые конфликты.
36. Спонтанность, действие, креативность, «консервы», креативные качества человека.
37. Ролевое развитие, его стадии, связь с обучением и базовыми психодраматическими техниками.
37. Особенности проведения психодрамы с преступниками.
38. Роли клиентов в психотерапевтической группе.
39. Динамические процессы в группе, понятие о групповой динамике, элементы групповой динамики.
40. «Трудные» клиенты в группе и работа с ними.

Список литературы (основной)

1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997. С.8-32.
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С. 18-32, 53-69.
3. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-47, 83- 86, 94-120.
4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Академический проект, 2002. С.290-336.
5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.157-194.
6. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001. С. 53-60, 125-137, 173-178.
7. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С.205-321.
8. Морено Я.Л. Социометрия. М: Академический проект, 2001. 383с.
9. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб: Питер, 2001. С.6-58.
10. Психодрама: вдохновение и техника. М.: «Класс», 2000. С.17-37.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С.9-49, 143-169.
12. Шутценбергер А. Опыт применения психодрамы при лечении раковых больных //Вопросы психологии №5, 1990. (или ее же книга «Синдром предков», Изд-во Института психотерапии, 2001. С.25-42, 82-116).
13. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999. С.10-51.
14. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. С. 70-94, 416-453.

Список литературы (дополнительный)

1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Ось-89, 1999 (2003). 223с.
2. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект, 2002. 258с.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. С. 9-49, 143-169.
4. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2002. 89с.
5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003. 220с.
6. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003. 210с.
7. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003. 252с.
8. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003. 267с.
Редактор
Сообщения: 37
Репутация пользователя: 0




Библиографическая ссылка: Программа спецкурса "Психодрама" РГУ. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t154.html]

Вернуться в Программы обучения психодраме



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0