Список возможных техник завершения драмы

Все упражнения и техники этого раздела добавлены пользователями форума. Если вы знаете интересные психодраматические упражнения – поделитесь ими, наверняка это будет интересно другим. А в комментариях к упражнением можно поделиться дополнениями, вариантами, идеями, ассоциациями, впечатлениями, воспоминаниями с групп… всем чем угодно, что может быть интересно другим.

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 05 окт 2008, 19:16

Источник: конспект учебных семинаров Елены Лопухиной

Техники завершения драмы
  1. Завершение действием. Поощяем завершить свои фантазии (переделать сцену, реализовать нереализованное).
  2. Аналитик из аудитории. (Суммировать от лица группы реакции на драму).
  3. Опыт награды (вручаются психодраматические подарки, просьба высказать благодарственное слово группе).
  4. Конкретизация (конструктивное завершение сцены так, чтобы собрать все нити драмы вместе). Сложная картинка вдруг становится простой. Возможно либо в исследовательской драме, либо после катарсиса.
  5. Разрешение конфликта. Разыгрывается сцена, где находят баланс между внутренними тенденциями, которые противоречат друг другу.
  6. Техника коррекции (исправления). Разыгрываются сцены, где несправедливость или преступление признается и прощается.
  7. Эпилог. Ретроспективный анализ прошлого в свете того, что обнаружилось в драме.
  8. Финальный диалог со значимым лицом.
  9. Работа с будущим как техника завершения. Предлагается спланировать будущие сессии (например, с помощью стульев, обозначающих проблемы).
  10. Проекция в будущее. Предвосхищение продолжения жизни. Разыгрывается сцена из будущего (например, через 10 лет).
  11. Постановка цели. Протагониста поощряют высказать планы на будущее. (В жизни, а не в терапии, как в п.9). контракт на использование определенных навыков, полученных в драме.
  12. Гранд-финал. Ясное сообщение протагониста, обращенное к группе значимых людей (заявление, прощение, решение…)
  13. Групповой выбор («не знаешь, как закончить, спроси у группы»).
  14. Хэппи энд. Реализация желаний как завершение драмы.
  15. Ритуал «покидая, бери». Осуществляется сепарация от значимого лица (написать письмо и сжечь).
  16. Открытое окончание. Драма оставляется незавершенной, чтобы спровоцировать будущее действие и продолжить работу после сессии.
  17. Комната отдыха (восстановления). После «глубокой хирургии», протагонисту предлагается войти в комнату отдыха, где он получит положительные эмоции (безопасное место).
  18. Переразыгрывание. Переигрываются важные сцены психодрамы новым способом (с учетом ресурса).
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 05 окт 2008, 19:40

Спасибо Леонид, здорово. В книжке Питер Келлермана "Психодрама крупным планом", тоже список возможных завершений. У этих списков чувствуется некоторая преемственность, и забавно что в них несколько разными словами описаны аналогичные завершения, они как-то дополняют друг-друга.

Келлерман П.Ф. - Психодрама крупным планом
Построение подходящей сцены завершения требует понимания не только психологического устройства индивидуального протагониста, но и конкретных целебных переживаний, необходимых каждому человеку для достижения прогресса. Некоторым протагонистам нужно символическое удовлетворение потребностей, другим — прощение вины, конкретные предложения на будущее или новый опыт, сеющий семена доверия и надежды. Найти подходящую сцену завершения — в этом состоит настоящая работа для каждого директора психодрамы.

В идеале сцены завершения должны возникать естественным образом из разыгранного действа, сам протагонист должен инициировать их. Если этого не происходит, директор может предложить сцену завершения, основываясь на своем опыте и ключевых местах текущей драмы. Распространенные сцены завершения, найденные мной в литературе (Z.T. Moreno, 1965; Weiner & Sacks, 1969; Blatner, 1973; Warner, 1975; Treadwell, Stein, & Kumar, 1990) и взятые из собственного опыта, подпадают под следующую категоризацию:
Завершение действия. Протагонисту предлагают завершить свои фантазии; сделать то, что не было сделано и переделать то, что было сделано неправильно.

  1. Аналитик из аудитории. Член группы подводит итог тому, какие реакции вызвала психодрама у аудитории.
  2. Опыт получения награды. Протагонисту дают награду и просят сказать группе благодарственную речь.
  3. Конкретизация. Строится такая сцена завершения, в которой “все нити сессии собраны воедино” (Goldman & Morrison, 1984), таким образом, ситуация становится конкретной и осязаемой.
  4. Разрешение конфликта. Проигрывается такая сцена, в которой найден баланс между по двумя конфликтующими внутренними тенденциями.
  5. Исправление. Ставится корректирующая сцена, в которой, например, принимается и прощается преступление или несправедливость.
  6. Эпилог. Ретроспективный анализ прошлого в свете того, как все произошло на самом деле.
  7. Последний диалог. Протагонист ведет последний диалог со значимым человеком в своей жизни.
  8. Предстоящая работа. Протагонист планирует будущие сессии, например, с помощью пустых стульев, каждый из которых символизирует нерешенную проблему. Другой вариант этого завершения состоит в том, чтобы дать протагонисту домашнее задание, которое он должен выполнить после сессии.
  9. Проекция в будущее. Представляется будущая жизнь. Примером может служить разыгрывание воображаемой ситуации, происходящей десять лет спустя.
  10. Постановка цели. Протагониста заставляют составить конкретные планы на будущее и спроецировать опыт, полученный на сессии, во внешнюю жизнь, например, заключить контракт об использовании некоторых навыков после сессии психодрамы.
  11. Grand finale (“пышный конец”). Протагонист отрекается, прощает или делает заявление “на сцене” в адрес большой группы значимых других.
  12. Выбор группы. Разнообразные концовки, предложенные группой.
  13. Счастливый конец. Разыгрывается сцена, представляющая исполнение желания, любовь или триумф.
  14. Ритуал ухода. Протагонист получает указание отделить себя от значимого человека при помощи ритуала. Примером такого ритуала, описанного Хартом (Hart, 1983), может служить написание прощальных писем с последующим их захоронением.
  15. Открытый конец. Драма намеренно оставляется незавершенной, чтобы спровоцировать будущее действие и продолжение проработки после сессии. Как книги, содержащие главы, которые нужно написать самому, психодрамы с открытым концом отражают то, что жизнь проходит сквозь непрерывную цепь опыта и циклов, которые не ограничены одной единственной фазой и, следовательно, никогда не достигают конечной точки.
  16. Комната отдыха. Прошедшего через “глубокую хирургию эмоционального устройства” (Z.T. Moreno, 1990), протагониста помещают в комнату отдыха, где ему предоставляют нежную, ласковую и индивидуализированную заботу, пока он вновь не обретет эмоциональное равновесие.
  17. Повторное разыгрывание. Протагонист вновь разыгрывает первую или любую другую важную сцену психодрамы каким-то другим образом или совсем по-новому.
  18. Релаксация. В конце сессии протагонист и другие члены группы под хорошую музыку получают физическую релаксацию.
  19. Повторение родительской заботы. Протагонист взаимодействует с членами группы, которые исполняют роли хороших родителей, обнимают протагониста и заботятся о нем. Таким образом, протагонист получает коррективный эмоциональный опыт.
  20. Ролевой тренинг. Протагонист обучается исполнению различных ролей и поведению в трудных ситуациях.
  21. Ритуалы. Группа исполняет ритуал: например, все члены группы образуют круг, держась за руки, символизируя соединение с протагонистом в духовном союзе.
  22. Разделение. Протагонист отделяется от человека или группы в целом для осуществления индивидуации. “Завершение сессии разделением, согласно Кемплеру (Kempler, 1973), позволяет получить сочувствие той боли, которую человек испытывает, когда отделяется от чего-либо, и одновременно с этим он может испытать славную долю одиночки”.
  23. Подведение итогов. Директор и протагонист вспоминают процесс и отдельные сцены из психодрамы и подводят итог тому, что происходило.
  24. Поддержка. Каждый член группы говорит протагонисту о том, что ему нравится в нем.
  25. Сверхреальность. Разыгрывается фантастическая сцена, представляющая символический материал, например, доносится голос Бога, возвещающий о том, что все будет хорошо.
  26. Симфония. Группа создает оркестр социального атома; музыкальная импровизация на тему отношений между людьми.
  27. Фотография. Фотографируется сцена завершения (реально или в воображении).
  28. Подарок на День Благодарения. Протагонист дарит реальный или воображаемый прощальный подарок членам группы или сам получает его.
Хотя вышеперечисленные сцены помогают описать распространенные стратегии подведения сессии к логическому концу и представляют собой универсальные образцы завершения, ничто не может заменить творческого подхода к поиску специфических завершений каждой конкретной психодрамы. Успех психодраматического предприятия зависит в большой степени от артистической гибкости директора. Таким образом, не должно иметь места никакое механистическое использование техники, ведущее к предсказуемым финалам.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28


Библиографическая ссылка: Список возможных техник завершения драмы. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t196.html]

Вернуться в Техники завершения



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0