[Ростов] Морено-Фестиваль, 2008 г.

Если вы участвовали в чем-то, напишите пару строк о ваших впечатлениях тут

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 15:53

8-я международная конференция по психодраме и социометрии состоялась 27-30 июня, как обычно, в Ростове-на-Дону. Описания work-shop-ов и отзывы участников скопированы отсюда: http://morenofest.borda.ru/
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 15:55

Я уже дошел до той стадии участия в МФ, что не могу и не хочу разделять содержание и форму. Это когда-то мне было важно признание меня как тренера, демонстрация собственной работы, наблюдение работы других и привлечение клиентов. Сейчас я ехал, имея три цели: 1. Потусоваться со старыми друзьями; 2. Завести новых. 3. Дать пинка самому себе, чтобы начал разрабатывать мифодраматический цикл по «Фаусту». Посему поедание раков с пивом за углом ЮРГИ для меня не менее, а может быть и более важное мероприятие, чем участие в том или ином ворк-шопе. Жалею разве что, что не был на пресловутом круглом столе.

Первая, контекстная такая штучка: фестивалей не должно быть так много в единицу времени. МФ через две недели после московской конференции – это слишком. Обязательно надо их развести как-то (весна и осень, например).

Вводная по содержанию. Если кто помнит программу МФ, наверное, удивился обилию мифодрам. Были: Василец «Мифодрама»; Скориков, Черных «Мифодрама: Деметра»; Огороднов «Мифодрама: Фауст»; Ф. Гайсслер «Библиодрама»; Огороднов, Солдатова: «О чем молчит Кассандра» Это обусловлено тем, что в прошлом году МФ задумывался как мифодраматический.

Начался для меня Морено-Фестиваль с того, что мы часа на два опоздали на открытие. После 14-ти часовой поездки на машине и стояния в пробках мне и так было плохо, но когда я увидел остатки участников (человек 20), изолированно сидящих по 5-6 каждые своим столом, мне и вовсе стало грустно. Настроение не подняло ни последующие посиделки с оргкомитетом, ни проигрыш нашей футбольной сборной. В общем, не дождавшись завершения, отправился я спать.

Зато с утра я был, против правил, свеж и бодр, и мы отправились смотреть первую ленту. Смотреть, в общем, оказалось нечего – две ленты для новичков меня интересовали не очень, а заинтересовавшая было мифодрамой Татьяна Василец тут же убила любое желание там присутствовать, объявив, что это будет рекламная работа к ее трем мастерским: по Психее, по Персифалю и по Изольде с Тристаном. Я и вообще юнгианство не жалую, Джонсона и вовсе терпеть не могу, да и делал это все сто раз, так что я быстро смылся и пошел по делам. Народ, впрочем, Татьяну хвалил.
Вернулся я к вечеру на Фриедель Гайсслер. Объявлена была «Библиодрама», я специально уточнил, по Библии это или про книги вообще, мне обещали Библию, и я пошел. В целом, не жалею, была добротная социодрама с групповым обменом ролями. Удивили высказывания новичков, что если это и есть психодрама, то мы сюда больше не придем.

Фриедель в дальнейшем насторожила менторским тоном (мы с ней погуляли немного по Танаису, она меня все пыталась поучать, какова должна быть социодрама «на самом деле»). Может, благодаря своему опыту, она и имеет на это право, но и я как-то имею наглость свою точку зрения на этот счет отстаивать. В общем, излишний пиетет в отношении иностранцев, как всегда, вредит.
Второй день для меня начался с Александра Коробкина из Владивостока, и вот это, действительно, было открытие Морено-фестиваля. Заявлены были «Ассоциативные карты», я боялся длительного медитативного разогрева, но нет, все было очень живенько, короткие виньетки для желающих. Стиль ведения подкупил настолько, что я заявил очень болезненную для меня тему в качестве протагониста, и получил ощутимый результат. Спасибо, Саша.

На третий день я работал сам. Мифодрама по «Фусту» задумывалась давно, но мне все как-то не удавалось заставить себя думать в этом направлении. Нужен был мощный разогрев, которым и явился МФ-08.

Сложность состояла в том, что материал очень объемен, мне хотелось работать именно с Гёте, а не с «Народной книгой» (это средневековая легенда, на которой основывался Гёте). Но использовать стихотворный текст в мифодраме мне до сих пор не приходилось. Кроме того, легенду о Фаусте нельзя разбить на части, как это можно сделать с греческими или скандинавскими мифами. И уж в любом случае, это не на три часа работа.
Мне кажется, я нашел выход из положения, составив мифодраму из 4-х частей: 1. Пролог на небесах; 2. Отношения Фауста с Маргаритой; 3. Отношения Фауста с Еленой; 4. Спасение Фауста. Основными участниками были Фауст, Господь, Мефистофель, Маргарита и Елена. Мифодрама прошла как серия социодраматических сцен, временами переходящих в виньетки. Шеринги, проходившие после каждой из частей мифодрамы показали, что вовлеченность участников в действие была высока. После первой половины действия участники отметили, что не понимают смысла происходящего, но итоговый шеринг, как мне кажется, снял большинство вопросов. Я очень благодарен группе, согласившейся, чтобы ее «использовали» в исследовательских интересах.

На круглый стол я не пошел. Думаю, потому, что нахожусь в числе тех психодраматистов, которые, по точному замечанию Павла Горностая, не любят всяческих обсуждений. Ну, и не последнюю роль в моем решении сыграли подоспевшие раки. Если я правильно понял, то там возникла поляризация по принципу «мэтров» и «новичков». Тема, и вправду, болезненная, особенно в контексте МФ. Есть более-менее устоявшийся круг людей, постоянно участвующих в МФ, тех, которые будут в нем участвовать, чтобы не произошло. И на каждом фестивале есть «новички», в основном ростовчане (напомню, что в Ростове действуют 3 или 4 учебные группы, которые ведут как иностранцы, так и отечественные психодраматисты). Круг «стариков», как мне казалось, в принципе, открыт, но чтобы туда войти, требуется определенный уровень спонтанности. Не у всех это получается, а специальной работы в этом направлении не ведется. Возникает напряженность, которая наметилась еще в прошлом году, а в этом – выплеснулась.

Мы попробовали подобрать эти «концы» в Танаисе с Таней Солдатовой. Как инструмент мы использовали мифодраматическое структурированное упражнение «О чем молчит Кассандра». Тема для меня волнующая сама по себе, тут она еще и легла на тему МФ. Хотелось бы думать (и некоторые шеринги о том свидетельствуют), что что-то важное, дотоле непроговоренное, было сказано. Впрочем, об этом судить участникам группы, будем благодарны за обратную связь.

Банкет запомнился (скромно эдак) моим пением. Впервые владелица кафе за мое исполнение Вертинского и Щербакова за счет заведения одарила всех пивом, а меня лично – бутылкой водки. И пусть я водку и не пью, но все равно приятно. С амфорами до меня очередь так и не дошла, буду ждать от Ромека приятных слов и амфоры.

Закрывающим действом был день рождения Иры Масандиловой. Ирочка, еще раз от души поздравляю, с меня, как обещал, 6-ти томник Гончарова. Жаль, что так и не попал на ваш с Витей шоп, народ в восторге, что в прошлом году, что в этом. Будем ждать открытия кафе «Раскольников».
Потом еще посидели у Ромека. Было понятно, что сейчас расставаться, и мне было очень грустно.

Дорога домой заняла в общей сложности почти 20 часов. Поскольку сил проделать этот путь в один присест у нас не было, мы заехали в Воронеж и повидались со Светой Мишуровой (ну, и соответственно, с Ваней Талдыкиным) и с Мэри Козловой. Очень был рад всех видеть, купили у Мэри керамику авторской работы, родились новые планы на будущее.

В общем, МФ состоялся и для меня прошел на редкость плавно. Всем-всем спасибо за общение. Особенное спасибо Кристине Щуровой и ее водителю Олегу за перемещение в пространстве, Танюше Солдатовой за приют в Ростове, Свете и Мэри – за приют в Воронеже. Ну, и, конечно, Ромеку, за то что он есть.

ПС. Кто читает это в http://morenofest.fastbb.ru/, обязательно посмотрите, что происходит в http://community.livejournal.com/psychodrama_ru/. И наоборот, естественно.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 15:56

Илона Романова, Екатеринбург

Тема моей мастерской была обозначена как «Шрамы телесных и душевных ран», в основу положена творчекая идея Лены Лопухиной. Лена предложила структурированную технику, которая была показана на одной из московских конференций и описана в статье, которая была опубликована в журнале «Психодрама и современная психотерапия» №2 в 2006 году. Я много раз использовала эту технику в различных группах, она достаточно интересная и эффективная, дает хорошие терапевтические результаты и удобна для применения в малых форматах (трехчасовых). Группе был предложен разогрев, связанный с исследованием собственных сначала телесных, а потом и душевных шрамов и обсуждения в парах. Разогрев подробно описан в статье Лопухиной, поэтому повторяться не буду. После разогрева разных группах возможны разные варианты работы – от виньеток до полноформатной драмы. В нашей группе были предложены виньетки «разговор о шрамом». Вызвалось три человека на роль протагониста, и было сделано последовательно три виньетки. Темой всех трех оказались потери. Нужно сказать, что тема шрамов в разное время актуализирует разные аспекты проблем, но последние несколько месяцев тема потерь, по моим наблюдениям, похоже становится наиболее актуальной.

После шерринга с позволения протагонистов был проведен небольшой процессинг. Следует сказать, что вообще-то процессинг требует паузы после работы (этим обеспечивается безопасность протагонистов. Но в данном случае правило нарушено. Это обусловлено несколькими моментами: было много технических вопросов со стороны начинающих участников, протагонистами были достаточно опытные участники, давшие согласие на обсуждении техники, и у меня не было особого беспокойства по поводу их возможной травматизации в процессе обсуждения техники. Тем не менее процессинг сразу же после работы я все-таки не считаю слишком экологичным.

Мне кажется, в ситуации, когда на фестивале присутствуют много новичков, только начавших освоение психодрамы, необходимо предусмотреть время и формат как для обсуждения технических вопросов, супервизии, так и для завершения «остатков» работы.
Последний раз редактировалось Леонид Огороднов 16 сен 2008, 14:22, всего редактировалось 1 раз.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 15:58

Ирина Масандилова и Виктор Казакевич, Москва

Всем привет! Вот наконец и наш отчет.

Мы (Ирина Масандилова и Виктор Казакевич), используя многолетний опыт применения элементов психодрамы в школе, представили work-shop «Тварь ли я дрожащая или право имею?», построенный на основе проблематики романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание».

Сначала мы коротко напомнили основных персонажей романа и суть его проблематики.

Затем в качестве разогрева участникам было предложено поделиться в парах ситуациями из жизни, в которых они чувствовали себя «тварью дрожащей» или «право имеющим». Короткий шеринг, проведенный после разогрева, показал интерес участников к теме и готовность к работе.
После этого была проведена социометрия, в результате которой образовалось три группы: 1) считающие мир, где есть «право имеющие» (сильные люди, которым всё позволено) и «твари дрожащие», правильным; 2) считающие такой мир неправильным, но не представляющие себе, как может быть по-другому; 3) те, кто считает подобный мир неправильным и может предложить другие варианты. Каждая группа, используя разнообразные выразительные средства, показала выбранный вариант мира. (Интересно, что в качестве альтернативы участниками было предложено исцеляющее воздействие психодрамы.)

Затем состоялся короткий шеринг, во время которого многие более четко сформулировали для себя интересующие их проблемы, после чего была проведена еще одна социометрия: кто в данный момент чувствует себя «тварью дрожащей», а кто – «право имеющим». Затем было разыграно действие по мотивам романа, сосредоточенное на решающем для героя моменте – внутреннего выбора. В результате участникам удалось прийти к конструктивному решению и, как выяснилось во время шеринга, сделать важные для себя открытия.

Будем благодарны группе за обратную связь: у нас было 2,5 часа, и получаса на обратную связь как раз не хватило. (Хотя от некоторых участников мы ее все-таки постфактум получили, за что им огромное спасибо!)
Последний раз редактировалось Леонид Огороднов 16 сен 2008, 14:23, всего редактировалось 1 раз.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:00

Здравствуйте, дорогие психодраматисты.

Захотелось поделиться впечатлениями от вокшопа Ирины и Виктора. Пишу за себя и "того парня" (до сих пор не овладевшей Интернетом Оксаны).
Персонажей романа, честно говоря, помнили плохо, но ведушие спасли от позора.

На разогреве было сложновато вот так враз вспомнить ситуации: "вроде здесь я как тварь, хотя вроде нет, может все же право имел?"... В общем, пока разбирались как-то прониклись неоднозначностью проблемы. Поэтому затем, изображая свой вариант мира, были на подъеме Очень весело и задорно все прошло.

А вот когда началось действие было очччень страшно и как-то неуютно. Эмоциональный шок. Усиливалось тем, что это был последний вокшоп последнего дня фестиваля...

Но все чудесно закончилось раздачей слонов, в роли которых выступили тетрадки желаний и волшебные карандаши.

Спасибки огромные и низкий поклон.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2


Библиографическая ссылка: [Ростов] Морено-Фестиваль, 2008 г.. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t21.html]

Метки темы

Морено-Фестиваль

Вернуться в Прошедшие психодраматические события / Архив



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0