[Ростов] Морено-Фестиваль, 2007 г.

Если вы участвовали в чем-то, напишите пару строк о ваших впечатлениях тут

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:08

Ну, раз это архив, опубликую тут впечатления участников прошлогоднего Морено-фестиваля. Источник: http://morenofest.borda.ru/
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:09

Любовь, Воронеж

Идея это написать зародилась во время тоста, который я произносила в Танаисе после завершающего МФ-7 воркшопа. Психодрама, как психотерапевтическое действо, как, впрочем, и любая психотерапия, явление, на мой взгляд, очень интимное (в смысле, глубоко личное, сокровенное, задушевное). Фестиваль же, по определению, – общественное празднество, смотр, показ – мероприятие весьма публичное, увеселительное, развлекательное (по крайней мере, для участников). В отличие от конференции – собрания представителей, в частности, научных или учебных организаций для обсуждения каких-либо вопросов. Не противоречит таким рассуждениям и мнение П.П.Горностая: «…даже простое сочетание слова «интимность» со словом «конференция» выглядит необычным. Кажется, что так не бывает». Трудно себе представить, к примеру, фестиваль физиков-ядерщиков, технологов мясомолочного производства или микрохирургов глаза. Да даже психоаналитики с их консерватизмом, серьезностью и занудством (с точки зрения Ребенка клиента) вряд ли смогли бы от души пофестивалить. А психодраматисты – могут! Да еще как! Потому, видимо, что только психодрама обладает достаточной емкостью, чтобы вместить демонстрацию и презентацию психотерапевтических методов и подходов в формат народного гуляния.
Тост был за единство и борьбу противоположностей. Другими словами, за движущую силу эволюции МФ. А он, безусловно, развивается. Поскольку, согласно Е.Лопухиной, «архетип сезонности – универсальный архетип развития». И «каждый качественный переход в новый сезон – это ступенька вверх». Несмотря на то, что психодраму относят к «летним» методам психотерапии, на Морено-Фестивале определенно царит «весна»: все друг друга любят и говорят комплименты, господствует атмосфера эмпатии и теплоты, как будто многочисленные дети со всех концов России и ближнего зарубежья собрались на семейное торжество – чествовать «отца семейства» (уважаемого г-на Ромека). В стане завсегдатаев – любовь и доверительность, радушие и сплоченность, пивопитие и ракоедение, круглосуточное неформальное общение и совместная деятельность, а главное – никакой субординации: друг другу все «сестры» и «братья». И только новичкам страшновато: «Примут – не примут? Возьмут или нет в свою игру эти добрые люди? А не слишком ли Гадкий я Утенок, чтобы щипать траву вместе с этими грациозными Лебедями? А достаточно ли я спонтанен и креативен, чтобы находиться на этом празднике жизни?».
Будучи довольно близко знакомой с психодрамой уже лет шесть (знакомство произошло под чутким руководством Кристины Щуровой), в Ростове я побывала впервые. И не жалею. Ведь «лучше поздно, чем никому».

А теперь по существу: о воркшопах, которые довелось посетить.
Сначала были «Карты снов и фантазий» в исполнении Андрея Талдыкина. Технично, динамично, отлично! Только кокетство со стороны ведущего ввели в сомнение некоторых участников группы. Когда маститый (не побоюсь этого слова) тренер и психиатр говорит: «Я мало чего знаю», – неподготовленная публика ему верит. И рассказывает об этом другим.
Следующим номером своей программы я выбрала воркшоп, обещавший показать связь психодрамы с юнгианским психоанализом в исполнении Елены (?). «Купилась» на тему – зато приобрела опыт. Спасибо за это Елене. Для себя сделала вывод: лучше идти на «неинтересную» тему интересного тренера, чем наоборот. Было ощущение, что Елена сама имеет смутное представление об основных психодраматических техниках. Принятие роли, обмен ролями, дублирование, зеркало – базу для работы как таковой – было бы неплохо изучить Елене самой, прежде чем экспериментировать с группой. Особенно сильно «впечатлил» разогрев. Без предупреждения, «с места в карьер», меня (и всех остальных участников группы) заставили очутиться в теле мамы. Нахлынувшие чувства чуть было не разорвали/задушили меня. Впрочем, ведущему было, похоже, наплевать на чувства группы. Только роль «новичка» фестиваля да еще природная тактичность не позволили мне выметнуться из аудитории, в которой происходило «насилие». К тому же я надеялась, что за «не очень удачным» началом может последовать вполне приличная работа. Перспектива остаться наедине со своими переживаниями не очень-то радовала. Поэтому кинулась в протагонисты как на амбразуру: все равно терять было нечего. Не знаю, почему я вытерпела этот балаган до финала, не воспротивившись происходящему, не прокомментировав действо подобным образом на месте: состояние фрустрации, ступора, глубокого недоумения и неверия собственным глазам и ушам не покидало меня до конца. Я не преувеличиваю и не драматизирую ситуацию, жалею только, что не воспользовалась диктофоном. На мои робкие попытки «достучаться» до «директора», уточнить инструкции Елена реагировала вполне уверенно: она молча улыбалась. Неловкость усугублялась тем, что у группы-то я не находила подтверждения своим сомнениям, что вызвало у меня подозрение в собственной некомпетентности! Новички – ладно, их таким образом «знакомили» с психодрамой. Но практикующие психодраматисты?! – Они дружно и весело брали на себя роли, менялись ими «не глядя», разговаривали со мной из ролей спонтанно, как это бывает в социодраме с неструктурированным сценарием. Мне ничего не оставалось делать, как удивляться, парировать им и, видимо, из чувства самосохранения, крепко держаться за край сознания. Причем «Я» размножилось невероятно: только дублей у меня было 4 или 5. Все «актеры» по очереди становились моими спонтанными(!) дублями. «Мама взрослая» очень органично превратилась в «маму-ребенка», а потом – в «фею». Чему избранные «мама-ребенок» и «фея» нисколько не удивились и не воспротивились – они просто отодвинулись к стеночке. Роли мне пришлось снимать с каждого – все. Когда же все закончилось, на шеринге я узнала, как все было здорово и замечательно, как много чувств всколыхнулось в душах участников, как все благодарны протагонисту и директору, и у сколь многих есть/были такие же деспотичные родители, как моя мама! No comments.
Утром следующего дня я посетила ворк-шоп Ирины Масандиловой и Виктора Казакевича про применение элементов психодрамы в школе, в процессе изучения литературных произведений. Ворк-шоп очень понравился – хотя бы тем, что не было грубых технических нарушений и вторжений в личное пространство. Достойна восхищения Ирина, сумевшая увязать социодраму с педагогикой, научную новизну чего подтверждает защищенная ею на эту тему диссертация.
Впервые побывала на мифодраме Леонида Огороднова, о которой столько всего лестного ранее слышала. Понравилось то, что в процессе социодраматического разогрева ничто не вызывало напряжения: все шло как по маслу и ничто не предвещало беды. Я оказалась протагонистом совершенно неожиданно: раз – и все. Ощущалась поддержка директора, протагонистом у Огороднова быть комфортно. Тема работы всплыла неожиданно злободневная, ресурс получен, надеюсь, полезный. Однако группу после драмы директор бросил: я в чувствах – сижу в трансе, группа в чувствах – начали ругаться между собой (в прямом смысле), Леонид – отбыл в неизвестном направлении и не обещал вернуться. Ну, да ничего, обошлось без жертв.
И, наконец, замечательный мастер-класс с элементами шоу Кристины Щуровой. Про круг сезонности в ее исполнении можно слушать (и смотреть) бесконечно. Потому что каждый раз услышишь что-нибудь новое для себя. Спасибо Кристине. Это все.
Последний раз редактировалось Леонид Огороднов 16 сен 2008, 14:26, всего редактировалось 1 раз.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:10

Светлана Мишурова, Воронеж

МФ2007
Впечатления .
По*Молоту ведьм*Впервые увидала,как Огороднов ощелкнулся,причём за одну работу 2 раза-1:когда при такой напряжённой теме забыл осветить правила поведения в группе,из-за чего как только он покинул группу(неизвестно куда и насколько),между её членами вспыхнула перебранка,мягко говоря,причём в присутствии протагониста(а люди просто не знали,что нельзя давать оценки,тем более резкие-хорошо,что протагонистка была крепка нервной конституцией),2:когда забыл провести шеринг в конце работы,вернее ЛО сказал:*ну а теперь можете хвалить меня или спросить кому что интересно...Никто ничего не хочет сказать?Ну тогда всем спасибо.*-на этом всё закончилось.Но отмечу ещё,что против обыкновения тренер не давал страстям разгореться во всю мощь(и это большой и неожиданный плюс)-а было куда,эмоции были сильные...Мне,как дублю,резко подурнело при известии о том,что пытать будут по настоящему и прилюдно.Слава Богу-ведьма призналась во всём быстро и мне в этой сцене участвовать не пришлось.
Самым удивительным результатом МФ2007 для меня стало то,что я сейчас читаю*Обломова*,которого в школьную программу прочесть не удосужилась.Причём в этом случае пытки не применялись:))),к чести Иры Массандиловой и Виктора Казакевича.Просто воркшоп был очень увлекательный-да и сама мысль о том,что разыгрывать можно не только какието малопонятные мифы и сказки,но и произведения русской классики-оказалась какойто неожиданно свежей:)Удивляет только скромность Иры,которая всё время повторяет:*мы конечно не психологи,а педагоги..* и при этом работает технично, без единой помарки!И результаты достойны уважения-если хоть один нечитающий подросток из группы возьмёт в руки книгу после тренинга-это уже замечательно.
Работу с Тенью проводила тренер,мне неизвестная-пошла из любопытства-и осталась довольна высоким профессионализмом:интересная тема,отработанная техника,разумные адекватные комментарии и рекомендации ,хорошая включённость группы(я и сама неожиданно осознала один забытый эпизод,даже прослезилась),но без фанатизма-короче это то,что я *отдала на вооружение*психологической службе нашей клиники.
По поводу ещё одного воркшопа(что то связанное со следственными органами)сказать не могу ничего-непонятна ни целесообразность этой работы,ни мотивация тренера,заявившего её.Техника проведения и методы маловразумительные и плохо поддавались комментариям даже со стороны директора(г-наКислякова,кажется ),хотя сам он был в полном восторге от себя и своей работы,нисмотря ни на что.Жаль потраченного времени и денег(всёж участие в МФ платное и хотелось бы хоть какого то уровня тренера,а не *ну хоть ктото согласился провести воркшоп!И Слава Богу!*А потусоваться с друзьями можно и без повода)Единственное,что тут я побывала в роли осуждённой за убийство мужа-и если вдруг чего,то буду более подготовленной к суду:)))
Ещё не понравилось безразличие к впечатлениям новичков-и вообще к их наличию и существованию на фестивале.В 2007 году эта характерная черта МФ проявилась с особенной яркостью,на мой взгляд.Взаимный онанизм старейших членовМФ ,конечно,умиляет,но по отношению к людям,приехавшим за тыщу вёрст для знакомства с методом...-это не слишком красиво,мне кажется.
А понравилась Елена Ромек-как личность и как носитель РЭПТ.Работа в её исполнении завораживает,подача теории впечатляет...Но это явно не психодрама...я ничего по этому поводу не знаю,кроме увиденного и адекватно оценить,конечно не могу.
И очень радостно было за такого достойного лауреата МФ-Кристина,поздравляю!:)
Света.
Последний раз редактировалось Леонид Огороднов 16 сен 2008, 14:26, всего редактировалось 1 раз.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:11

Светлана Мишурова, Воронеж

Я на МФ была не впервые и с первых разов всё както по-родственному приезжаю:то с сестрой повидаться,то с бывшим мужем - поэтому новичком какбы и не была...но я помню каково мне было быть новичком на московской конференции в своё время - комфортно.Хотя устроено было всё банально,а сработало:в начале, при сборе денег, раздали ещё и анкеты, где были обычные вопросы, типа где работаешь\учишься?откуда узнал?какие ожидания?какие опасения?какие темы могли бы быть интересны для проф деятельности, какие для тебя лично? и т.п. - мелочь, но чувствовался интерес, особенно в сочетании с тем, как радостно восприняла известие о том, что я впервые здесь,девушка,выдающая бейджи.И каждому новичку из очереди регистрировавшихся она была рада, как родной маме\папе.И видно эти девушки из орг комитета всех нас, новеньких, както запомнили -т.к. периодически подходили,спрашивали всё ли понятно,хорошо, были ли мы на группе для новичков в психодраме(хотя мне она была и не нужна) - и хвалили тренеров напропалую и литературу советовали про психодраму - работал народ,короче.И в последний день какие то листочки раздавали с вопросами о том оправдались ли наши ожидания, и какие темы бы хотелось бы в след.раз, и каким образом предпочитаем мы,чтоб об следующем разе нас известили, и в какой срок..и пр. Конечно понятно,что эти анкеты скорее всего потом отправились в туалет- по крайней мере о следующем разе меня известили друзья, когда он уже начался - но всё равно было ощущение от организаторов как от близких людей и приехать повторно хотелось.И друзей привезти.
А в Ростове я сильно удивилась , когда на последнем воркшопе увидела,что люди не только не знают о существовании гр.правил, но и о существовании стандартных техник не догадываются и о том, что из заданных ролей нельзя отсебятину нести не потому что это признак невоспитанности, а потому что такой закон.
Но, конечно, хотелось бы тут увидеть отзыв какогото реального новичка МФ.Странно, что народ не пишет - адрес сайта то знают...
Последний раз редактировалось Леонид Огороднов 16 сен 2008, 14:27, всего редактировалось 1 раз.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:15

Ирина Масандилова и Виктор Казакевич, Москва

Всем привет! Особенно Тому-кого-злые-учителя-отучили-от-русской-классики (то есть тебе, Лёнечка ;)). Люба, Света, большое спасибо за добрые слова - для нас это очень важно!
Я обычно не в ладах с "сестрой таланта", так что сорри: напишу длинно, чтобы выразить "всю глубину нахлынувших на меня чуйств" (местами буду писать "мы", так как это наше с Витькой общее мнение, а он занят написание очередной страшной книги и вряд ли в ближайшее время выскажется).
Мастер-класс Лены нам понравился. Мне, например, скульптура, которую сделали для меня, придала много сил. Люб, насколько я понимаю (может быть, это так не у всех тренеров, но, по моему опыту - а я была на психодраме в том числе у очень известных ведущих, - роли протагонист снимал всегда со всех. Что касется "отсебятины" из ролей - иногда, редко (опять-таки, только по моему опыту) у участников вырывается что-то спонтанно - и только протагонист может это позволить или не позволить (хотя тренер, конечно, должен контролировать этот процесс). Кроме того, есть правило "стоп", которое протагонист имеет право применять... В общем, я для себя сделала вывод, что, наверное, каждому ведущему стоит, независимо от опыта участников, всегда напоминать правила в начале группы. Я тебя очень понимаю в том, что, пока эти правила не станут однозначными, действительно трудно ориентироваться. Я вспоминаю свои первые опыты: безобразные конференции и непрофессиональных (да еще чопорных) ведущих; мне кажется, что на Морено-фестивале такого никогда не было, но, конечно, каждый из нас субъективен. Во всяком случае, я тебе от души желаю хороших для тебя ведущих и положительного опыта.
Тот мастер-класс Виктора, на котором были мы, нам тоже понравился и даже сподвиг на сочинение целой арии. Про озверевшую субличность - это у нас теперь хит ;).
Кристина, еще раз поздравляем тебя: жаль, что в очередной раз по стечению обстоятельств к тебе не попали - надеемся всё впереди :).
Свет, Илон, что касается новичков и московской конференции - у меня и здесь опыт противоположный, хотя вы, похоже, пока в большинстве :). Я как раз там чувствую себя очень неуютно и появляюсь крайне редко (живя в Москве!). Говорю об атмосфере, а не о людях: я ОЧЕНЬ уважаю Катю Михайлову, Юру Журина, Иру (забыла фамилию, иногда с Юрой работает) и пр., а кого-то просто не знаю. Но на этих конференциях я всегда чувствовала отчужденность и "пальцы веером", а в Ростове всегда чувствовала (и, надеюсь, буду чувствовать в дальнейшем - не сглазить бы :), что приехала к друзьям. Да и сложно сделать "пальцы веером", когда даже "матерый человечище" Ромек держит себя просто и по-человечески, а не орет, что, мол, я тот самый, благодаря которому Грету Лейтц в России издали ;). Ну наверное, всё это индивидуально (кроме предыдущего предложения :). Для новичков как раз, кроме вводных групп, я на МФ ничего не помню; наоборот, в последние годы это стало происходить на фуршетах-банкетах - с моей точки зрения, это нормально и, наоборот, сплачивает и новичков, и "старичков", и всех друг с другом. Кстати, Люба, я по твоему отзыву подумала, что тебе как раз атмосфера понравилось, а сейчас перечитала его и засомневалась в своей правоте. Может, ты напишешь, что, по-твоему, было правильно и (или) неправильно с новичками (если хочешь, конечно)?
А вообще, как всегда первое время после фестиваля, немножко грустно, по всем скучаем (Илон, как говорят на востоке, "твое место было пусто" :)) и действительно много чувств - поэтому и написать собралась не сразу.
Чтобы не заканчивать столь сентиментально и сформулировать хоть что-то четко для любящего дисциплину Владимира Георгиевича:):
1. Я как филолог, а Виктор как врач заинтригованы: что такое "взаимный онанизм"??
2. Нас нет среди участников форума из-за того, что мы не знаем ответа на первый вопрос и поэтому "чужие на этом празднике жизни"?
Всех обнимаю, Ирина.
Последний раз редактировалось Леонид Огороднов 16 сен 2008, 14:29, всего редактировалось 1 раз.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 13 авг 2008, 16:16

Ирина Масандилова и Виктор Казакевич, Москва

Наш мастер-класс состоял из трех частей. Сначала мы коротко рассказали о том, как применяем элементы психодрамы при работе с подростками на уроках литературы и факультативах, а также показали видеозаписи интересных, на наш взгляд, моментов проведенных со школьниками игр (видеозапись была сделана с согласия ребят). Следующим этапом была работа по литературным произведениям. Мы попросили участников "перевоплотиться" в школьников сначала пятого, а затем - десятого класса. В "пятом классе" мы работали с волшебными сказками - так, как это бывало в школе во внеурочное время. В качестве разогрева участники выбрали для себя одну из игрушек, принесенных ведущими, и "познакомились" от лица этих игрушек. После обратной связи и снятия ролей Ирина рассказала о некоторых принципах построения сказки (циклического сюжета) и все вместе стали сочинять сказку "по кругу".
Когда в сюжете появилась завязка действия, мы попросили каждого участника выбрать роль, а затем, в соответствии с выбранными ролями, разделиться на группы. Каждая группа построила свое художественное пространство. При этом Виктор, как это бывало и при работе, проведенной в школе, был ассистентом: он тоже выбрал роль, не главную, но позволяющая структурировать процесс (будучи в роли), а Ирина - ведущей.
После этого началось действие, которое ведущая периодически останавливала и брала "интервью" у участников о том, что происходит в каждой группе, а затем - между группами. Развязка действия получилась довольно неожиданной для волшебной сказки и для ведущих :); при этом, как выяснилось во время шеринга и ролевой обратной связи, многие участниики, побывав в роли сказочных персонажей, приобрели что-то для себя.
Потом каждый участник нарисовал, что из происшедшего хочет выбросить (это в буквальном смысле порвали и выбросили), а что - "взять с собой", затем все сняли роли и каждый написал для себя "волшебную самоисполняющуюся сказку" (посиморонили немного :)).
На следующем этапе мастер-класса, после перерыва, участники, "став десятиклассниками", работали с романом И.А. Гончарова "Обломов": это был диалог литературных персонажей по образцу того, который проводился на уроках. Вначале мы коротко напомнили суть характеров Обломова и Штольца. Затем провели социометрию: кто больше чувствует себя Обломовым, а кто - Штольцем (интересно, что каждый раз, когда проводилась такая социометрия - и с детьми, и со взрослыми - "Обломовы" начиниали зевать - наверное, это теле :)). Выделившиеся из групп солисты вели диалог, остальные их дублировали. Некоторые участники переходили из одной группы в другую. В конце разговора ведущие предложили "Обломовым" и "Штольцам" "подарить" какие-нибудь качества друг другу, а затем каждой группе - "взять" что-то от соответствующего характера и поменяться местами. После этого "Обломовы" проделали то же самое на месте "Штольцев" и наоборот. Во время ролевой обратной связи все участники уточнили, какие качества характера каждого из персонажей "берут", а какие "не берут" себе, а затем сняли роли.
Самым отрадным для ведущих (особенно для учителя литературы :) результатом стало
то, что несколько участников группы решили после мастер-класса прочитать "Обломова" (и, как выяснилось, действительно читают - Света, спасибо, что рассказала: ты не представляешь, какой это бальзам на душу! :)).
Может быть, получилось суховато, но я сознательно не пишу ни о каких содержательных моментах: возможно, что-то и можно было бы, но в данной ситуации предпочитаю "перебдеть": спросить у каждого участника группы нет возможности, а любая содержательная мелочь может неожиданно оказаться для кого-то травматичной. Если кто-то из участников находит возможным написать какие-то моменты по содержанию и сказки, и диалога и (или) размышления ТОЛЬКО О СЕБЕ, было бы здорово (это, естественно, необязательно).
Ирина Масандилова, Виктор Казакевич
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2


Библиографическая ссылка: [Ростов] Морено-Фестиваль, 2007 г.. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t22.html]

Метки темы

Морено-Фестиваль

Вернуться в Прошедшие психодраматические события / Архив



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0