Корниенко П. Корниенко Н. Работа с переживанием страха

Хорошие статьи о психодраматической практике

Сообщение Павел Корниенко 04 авг 2012, 01:00

Опубликована: Материалы 9-й Московской психодраматической конференции. 2012 г.
Источник: http://pavel-kornienko.ru/articles/psychotherapy-of-fear
На мой вкус, эта статья уже устаревшая, и она не отражает мои текущие представления об этих психических процессах. Но тем не менее, может быть, она кому-то окажется полезной.


Психотерапевтическая работа со страхом: психические механизмы и психодраматические варианты работы

Павел Корниенко, Наталия Корниенко, v1-1090


В нашей психотерапевтической работе мы часто сталкиваемся с разнообразными проявлениями страха у клиентов. Эта статья представляет собой нашу попытку глубже разобраться в переживании страха и систематизировать разные идеи психотерапевтической работы «вокруг» этого переживания. И мы будем рады, если наши идеи в этой теме окажутся для вас полезными и интересными.


Что такое страх?


Словом «страх» обычно называют интенцию человека избежать некоторую ситуацию:
  • которую человек представляет вероятной;
  • которую человек вспоминает;
  • в которой человек, по его восприятию, находится.

Страх как психофизиологическая реакция имеет известные физиологические проявления: выброс адреналина, увеличение ЧСС, перераспределение кровотока в пользу сердца и крупных мышц, уменьшение глубины дыхания, повышение уровня сахара в крови, выделение кортизола и сужение поверхностных сосудов, повышенное потоотделение, определенные изменения позы тела, передвижение глаз к периферии. Эти проявления считаются физиологической подготовкой к бегству (которое, впрочем, может не состояться или реализоваться в затаивании; а в некоторых случаях эта подготовка может реализоваться в защитной агрессии).

В этой статье мы не разделяем понятия страх и тревога, т. к., в первую очередь, мы фокусируемся на тех психических процессах, которые в разных контекстах обозначаются и тем и другим словом.


Почему мы чего-то боимся?


Есть три группы причин, по которым какая-то ситуация может восприниматься как опасная:

1. Личный опыт человека.
2. Социальное усвоение источников опасности.
3. Врожденные активаторы опасности.

Разные авторы выделяют разный набор врожденных активаторов страха. Например, Боулби называет четыре естественных активатора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта.

Также достаточно хорошо изучены разнообразные способы социального усвоения источников опасности. Например, когда ребенок некоторое время наблюдает реакцию страха у родителя, то ситуация, пугающая родителя, может начать вызывать страх и у него.

Личный опыт столкновения с сильным переживанием страха (вызванным любыми источниками) в какой-то ситуации может стать причиной, по которой человек может начать избегать подобных ситуаций (т. е. такие ситуации начнут вызывать у него страх). И для наших целей важно добавить, что все то, что может вызвать у человека сильный психический дискомфорт, может развить реакцию страха, направленную на его избегание. Таким источником многих страхов является избегание переживания стыда.


Для чего нам бояться?


Исходя из идеи, что изначальное предназначение большинства эмоциональных состояний - это регуляция взаимодействия живого существа с окружающей средой, можно выделить по крайней мере два важных для нас способа, как это регулирование происходит. Применительно к страху это будет звучать так:

1. Страх переживается как интенция, которая побуждает к бегству из опасной для индивида ситуации.
2. Страх маркирует в памяти ситуации (в которых было испытано это переживание) для более успешного их избегания в будущем.

Процессы, происходящие в психике при возникновении переживания страха, можно условно разделить на этапы:

1. Работа механизмов восприятия, запускающая реакцию страха.
2. Эмоционально-телесное переживание страха.
3. Внутренний выбор варианта избегания пугающей ситуации.
4. Физическое действие (вытекающее из переживания и процесса выбора).
5. Ориентировочная деятельность по окончании действия.
6. Эмоционально-телесное переживание и перенастройка механизмов восприятия (вытекающие из результатов ориентировочной деятельности!).

И если все этапы пройдены успешно, эмоционально-телесное состояние возвращается в «норму». А если нет, то эмоционально-телесное состояние сохраняется дискомфортным и увеличивается вероятность «маркировки этой ситуации как опасной». Говоря еще раз другими словами, сила эмоционального следа в памяти прямо пропорциональна силе пережитого переживания. И если в некоторой ситуации человек испытывает реакцию страха и не находит способа успешно реализовать избегание, то это вызывает у него еще больший дискомфорт, и соответственно, эта ситуация запечатлевается в памяти как более «страшная».

При описании психотерапевтических действий мы будем обращаться к этой схеме. И нам кажется важной идея о том, что успешное прохождение по этим этапам в психотерапии имеет психотерапевтическую ценность в работе со страхом.

Далее мы будем описывать разные виды психотерапевтической работы, которые применимы в разных случаях и на разных этапах работы со страхом. Каждый из описанных видов работы обладает собственной психотерапевтической ценностью, но обычно в практике используются одновременно 2-3 типа работы, последовательно вытекающие друг из друга.


1. Работа с избеганием переживания


Описание ситуации

В практике мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда у клиента, пришедшего на прием, представлена реакция страха/тревоги с ее физиологическим проявлениями. И обычно клиент понимает, что он встревожен некоторым событием (чаще всего предстоящим). Но размышляя об этом, клиент плохо понимает, что именно его пугает. Его пугает как будто бы «весь день» предстоящего события (это мы обозначаем словом генерализация). Таким образом, не думая о конкретном, действительно пугающем его эпизоде, смещая реакцию страха на общее и глобальное, клиент как бы прячет от себя пугающее место. И на психическом и на телесном уровне клиент как бы уже бежит от него путём бегства от собственных мыслей об этом событии.

Размышления о механизмах

Избегание ситуации и избегание мыслей о ситуации - это похоже разные грани одного и того же психического процесса. Как будто соединение двух механизмов: 1) представление предстоящей ситуации и 2) избегание негативных переживаний дают в сумме «избегание негативной ситуации».

Мы понимаем ситуацию избегания переживания как ситуацию, когда человек испытывает страх генерализованного события, но на самом деле таким способом скрывает от себя действительно пугающие его конкретные события. Это происходит вследствие того, что страх по поводу конкретных событий по каким-то причинам представляется непереносимым. Генерализация в таком случае – это следствие невозможности пройти по этапам вышеприведенной схемы.

И когда в терапии удается сфокусировать место возникновения страха, то это часто (в совокупности с нижеописанными приемами) открывает возможности для успешной реализации избегания по приведенной выше схеме, и соответственно, к изменению переживания.

Представляет определенный интерес идея, что проявления «беспричинного» страха, страха фобий и ночных кошмаров являются следствием того же механизма избегания переживания. Когда у психики нет возможности переживать страх ассоциированным с его настоящим источником, она переживает его через другой материал. Можно предположить, что это своего рода попытка или завершить переживание, или найти решение, успешно пройдя по всем этапам переживания страха.

Психотерапевтическая работа

Первый этап работы с генерализованным страхом заключается в поиске того, что именно вызывает страх внутри генерализованного события, т. е. дегенерализация. Эта работа сама по себе временами обладает терапевтическим эффектом, т. к. клиенту не нужно уже избегать всего, а только какой-то локальной части. Бывает, что клиент сам или с помощью терапевта находит устраивающий его способ действия в этой «локальной части», и это все что ему важно от терапии.

Отдельный интерес представляет идея, что если пугающее событие стало генерализовываться, то на это наверняка были какие-то причины. Например, в тот момент, когда человек подумал о пугающем событии, с ним происходило еще что-то, что не дало его психике нормально «обработать» возникшее переживание. И распутывание истории, как произошло так, что страх стал генерализовываться, может иметь терапевтическую ценность в логике работы с травмой, описанной ниже.

Когда страх локализован, помимо всего вышесказанного, у нас есть по крайней мере еще два возможных варианта продолжения терапии. Локализованное «место страха» позволяет начать с ним работу в логике работы с травмой, или в логике обретения различных вариантов действий.

Интересно, что классический способ терапевтической работы со страхом, выражаемый известной формулой «принятия тревоги/страха», и распространенные в психотерапии приемы обращения внимания на переживания в теле, похоже, обладают тормозящим действием на реакцию избегания, за счет чего и имеют терапевтический эффект.

Психодраматические варианты работы

Психодраматическими вариантами такой работы являются драматизации, в которых протагонист все ближе и ближе приближается к тому, что вызывает интенсивное переживание страха. Самый простой и эффективный вариант - это драматизация сцены, которая пугает протагониста, и максимально точная фокусировка пугающего момента. Может так случиться, что появляющийся в сцене страх завязан на более ранние сцены из жизни протагониста. И переходы к ним будут следующим шагом конкретизации страха. Известно, что подобного рода работа, даже без т. н. «проработки ситуаций из прошлого» обычно снижает переживание страха в ситуациях в настоящем, такая работа как бы оттягивает энергию переживания к своему «настоящему» источнику.

Говоря в языке психодраматической ролевой теории, мы работаем на реабилитацию соматопсихической роли испуганного как альтернативы соматопсихической роли избегающего.

В некоторых случаях возможна и символическая психодраматическая работа в метафоре «встреча со страхом». Но нужно иметь в виду, что эта метафора легко разворачивается во взаимодействие, в котором протагонист пытается отвергнуть свой страх (т. е. себя испуганного), что может быть началом важной работы другого типа, скорее всего, про интроецированные нормы отношения к этому чувству. Но в нашем контексте важно, что эта работа, скорее, противоположна по воздействию работе с избеганием переживания: она скорее дистанцирует от чувства, чем приближает, а потому может быть не всегда полезна.


2. Работа с травмой


Описание ситуации

Этот вид психотерапевтической работы уместен в ситуации, когда у клиента есть конкретная сцена, мысленное обращение к которой вызывает у него сильные дискомфортные переживания. И тем самым мотивирует его к избеганию таких ситуаций. В таких случаях обычно говорят о травмирующих ситуациях в прошлом опыте клиента.

Размышления о механизмах

Чуть выше мы говорили о том, что если интенция к избеганию не смогла реализоваться в успешное действие, то дискомфортные переживания усиливаются. Одним из вариантов того, как это может произойти, является что-то вроде борьбы побуждений. Когда в критической ситуации психика переживает не одно, а несколько иногда диаметрально противоположных побуждений, их проекты действий начинают блокировать друг друга. А заблокированные на начальном этапе реализации интенции сохраняются заблокированными и после выхода из травматической ситуации. И исследование чувств и мыслей человека, рассказывающего про пугающую его ситуацию, всегда обнаруживает в его внутреннем мире много противоречивых интенций и их конфликтов.

Психотерапевтическая работа

И в этом смысле медленная и аккуратная психотерапевтическая работа, которую в метафоре можно обозначить как «развязывание узлов внутренних конфликтов», может позволить проживать пугающие ситуации со значимо меньшим уровнем напряжения. Суть этого вида работы заключается в последовательном исследовании травмирующей ситуации с целью выделения всех эмоциональных реакций, интенций к действиям и возможных конфликтов таких интенций. По мере выделения в травматическом опыте эмоциональных реакций клиенту предлагается проживать каждую из них по отдельности в соответствии с этапами приведенной выше схемы.

Такое понимание психотерапевтической работы с травмой и механизмов, лежащих в ее основе, развивается Еленой Петровой.

Психодраматические варианты работы

В зависимости от вида травматизации, разная форма психодраматической работы будет предпочтительной.

В случае, когда в травматизации на первый план выступают прерванные и подавленные врожденные двигательные реакции, их отыгрывание и является терапевтичным. Это, в первую очередь, случаи столкновения с реальной физической опасностью и с направленной агрессией. В таких работах могут быть важны мелкие детали сцены, например, хрустальная ваза в руке человека в момент опасности может заблокировать естественную реакцию уклонения или отталкивания и быть фактором, существенно увеличивающим дезориентацию и, как следствие, травматизацию.

В работах с травматизацией, основанной на прерванных коммуникативных процессах, мелкие детали могут быть не важны, и часто достаточно пригласить на сцену всех участников коммуникативного узла и развернуть «распутывающую» коммуникацию между ними. Примером такой ситуации может быть следующий случай: главный начальник поручил клиенту работу, клиент пришел к младшему начальнику с просьбой о помощи в этой работе, а младший начальник агрессивно заявил клиенту, что он некомпетентен для такой работы и он ему ее не даст. И как результат - клиент дезориентирован.


3. Работа со стыдом переживать страх


Описание ситуации

В некоторых ситуациях, когда люди испытывают и/или демонстрируют страх, они начинают его стыдиться. И как следствие, мы чаще всего имеем одну из двух ситуаций. Человек либо погружается в переживание стыда, либо, избегая стыда, начинает избегать работать со страхом.

Размышления о механизмах

Переживание стыда создает дополнительные сложности в психотерапевтической работе с любыми эмоциональными состояниями по двум причинам. С одной стороны, стыд сам по себе сильное дискомфортное переживание, и желание избежать его может выливаться в избегание работать с такими темами. А с другой стороны, само переживание стыда является уже проявлением борьбы побуждений в психике человека. И эта борьба побуждений может быть причиной «застревания» в страхе. Например, страх социального отвержения (который мы часто находим в стыде) может настолько заблокировать побуждение к бегству в некоторой ситуации, что он и становится основной причиной, останавливающей нормальное течение этапов переживания страха.

Психотерапевтическая работа

Иногда бывает достаточно небольшой терапевтической работы с переживанием стыда (который появляется у человека как реакция на собственный страх), которая просто снимает «блокировку» с нормального процесса переживания страха, чтобы психика уже смогла сама пройти остальные этапы схемы. Т. е. клиенты иногда предъявляют в запросе тему страха некоторой ситуации, но на самом деле страдают от стыда, не дающего этот страх реализовать в реальное или воображаемое действие.

Если клиент запросил работу со страхом, но у нас нет достаточных оснований и согласия клиента, что работа с переживанием стыда может иметь для клиента терапевтическое значение, то разумно не разворачивать терапевтическую работу с переживанием стыда, а просто аккуратно его «обработать», чтобы оно не блокировало возможность работы со страхом. Но в некоторых случаях может понадобиться и более длительная терапевтическая работа с переживанием стыда, например в той же технике работы с травмой.

И в любом случае, если мы понимаем, что клиент уязвим в месте стыда, мы уже не теряем это переживание из вида, оно может вернуться в любой момент нашей работы.

Психодраматические варианты работы

Для терапевтической работы со стыдом переживать страх, хорошо подходят варианты сцен, в которых есть тот, кто стыдит испуганного протагониста. Т. к. мы понимаем феномен стыда, как результат борьбы побуждений, то в сцене необходимо проиграть/разложить его на отдельные составляющие. Каждое побуждение разворачивается в собственную сцену взаимодействия с участниками событий.

Важно, что среди побуждений, продуцирующих стыд, обязательно должно быть побуждение приближения к людям/к человеку/принятия в сообщество, которое необходимо обнаружить и тоже прожить, например, в форме эмоционального обращения к значимому человеку. И интересно, что варианты группового дублирования протагониста в подобных сценах могут дать, помимо разделения различных побуждений, дополнительное переживание включенности в группу.

А для того чтобы просто чуть-чуть снять это переживание, если нет плана с ним работать, в сложившейся группе бывает достаточно лишь обратить внимание протагониста на переживание стыда и предложить ему посмотреть на участников группы и снова на переживание.


4. Обретение различных вариантов действий


Описание ситуации

Порой сложностью клиента оказывается его ощущение отсутствия хороших вариантов избегания пугающей ситуации. Если говорить в логике этапов переживания страха, то это когда человек не может перейти на этап физического действия, а остается на предыдущем этапе. Чаще всего это переживается как беспомощность (или агрессия от беспомощности).

Размышления о механизмах

Среди возможных вариантов объяснения можно упомянуть:
  • Отсутствие освоенных социальных ролей, через которые можно действовать в этой ситуации.
  • Поиск вариантов возможных действий среди очень узкого количества вариантов.
  • Отвержение возможных вариантов действия из-за неосознаваемых переживаний, уходящих корнями в предыдущий опыт (травмы, генерализация переживаний).
  • Централизованное подавление активности к действиям, что-то близкое к выученной беспомощности.

Психотерапевтическая работа

При наличии выученной беспомощности у клиента мы видим следующие процессы:

1. торможение попыток активного вмешательства в ситуацию;
2. трудность в научении тому, что в аналогичных ситуациях может оказаться вполне эффективным;
3. переживания грусти, подавленности, депрессии.

Переживание, противоположное беспомощности, – это переживание: «Я найду способ, как обойтись со сложностью», некоторая активная, исследующая позиция по отношению к ней. Соответственно, и цель психотерапии в этом случае – это помощь клиенту в обретении этой позиции.

Терапевтическим воздействием будет растормаживание попыток активного вмешательства в ситуацию и приобретение опыта успеха - эффективного влияния на ситуацию с помощью собственных действий. Причем в случае работы с выученной беспомощностью первоначальная работа по восстановлению активности и приобретения успешного опыта влияния на ситуацию может происходить в деятельности, не связанной напрямую с проблемной областью. Наиболее простым способом часто является просто «заражение» клиента этой активностью от терапевта, у которого она проявляется в позиции «творческого поиска решения ситуации». Хорошим результатом работы будет запуск психического механизма поисковой активности подходящего варианта действия.

В ситуации освоения новых социальных ролей и расширения круга вариантов возможных действий от терапевта, кроме активности, требуется открыть для клиента поиск возможностей в тех сферах, которые клиент считал для себя закрытыми или не знал об их существовании. К примерам последнего можно отнести случаи, когда терапевт делится информацией о том, что можно сказать в этой случае, как можно отреагировать, как построить разговор или обратиться за советом к такому-то специалисту. Конечно, большой интерес представляет исследование, почему клиент не искал решения в тех или иных сферах. Эта линия работы, скорее всего, приведет нас к работе с избеганием переживания и, возможно, к работе с травмой.

Говоря психодраматической терминологией, мы работаем на расширение ролевого репертуара поведения в таких ситуациях или даже на развитие новых социальных ролей.

Этому же способствуют вопросы терапевта, побуждающие клиента анализировать ситуацию и придумывать всё большее количество разнообразных способов её разрешения. Фактически, мы активируем левополушарный тип обработки информации (детальное рассмотрение ситуации, размышления о возможных вариантах действия). Этим мы, кроме всего прочего, работаем на восстановление межполушарного взаимодействия и способствуем уменьшению «сверхэмоционального» реагирования у клиентов с доминирующим правополушарным способом реагирования.

В завершение этого пункта хочется упомянуть еще одну идею, которая на наш взгляд имеет некоторую исследовательскую ценность. Можно выдвинуть гипотезу, что в какие-то моменты психика может «застревать» в самом процессе поиска. Это проявляется в субъективном переживании необходимости найти решение задачи или выход из ситуации. Интересно, что порой, предложив клиенту придумать сколь угодно фантазийное решение этой проблемы, можно получить наблюдаемое изменение состояния клиента. Мы склонны объяснять это тем, что таким образом мы как бы «обманываем психику», даем ей способ остановить своеобразный компульсивный поиск решения.

Психодраматические варианты работы

Основным вариантом расширения вариантов реагирования в пугающих ситуациях и, вообще, возвращения протагонисту возможности реагировать является психодраматическое проигрывание различных вариантов действия. Проигрывание в безопасном психотерапевтическом пространстве новых способов действий растормаживает поисковую активность протагониста не только во время терапии, но и в жизни. Причем не обязательно, чтобы варианты действий проигрывал сам протагонист – включенное наблюдение за работой других участников группы за счет действия зеркальных нейронов также расширяет ролевой репертуар.

Первым классическим вариантом освоения новых социальных ролей и поиска новых вариантов возможных действий является проигрывание ролей персонажей, которые различными способами справляются с ситуацией. Примером может быть известный ход, когда терапевт спрашивает клиента: «Кто из исторических персонажей мог бы как-то по-другому, интересным для тебя способом поступить в этой ситуации?»

А вторым классическим вариантом реализации является групповое дублирование протагониста и групповое предложение вариантов действия. Если предложить участникам группы в некоторой ситуации накидать для протагониста различные варианты коммуникативного ответа некоторому персонажу, то хорошо работает, если предложить протагонисту в это время быть в роли этого персонажа. Это дает возможность протагонисту одновременно примериваться и к предлагаемому варианту, и к реакции антагониста на него.


5. Работа с механизмами, запускающими реакцию страха


Описание ситуации

Этот вид психотерапевтической работы уместен в случаях, когда тревожащие клиента события еще далеки от него, чтобы вызвать у него полную реакцию страха (в отличие от ситуации, описанной в случае работы с избеганием переживания). Если говорить в логике этапов переживания страха, то когда человек еще не перешел на 2-й этап, а находится на этапе работы механизмов восприятия («то ли тревожиться, то ли нет»). Примерами могут быть такие тревожащие мысли, как размышления о своем будущем, старости, потенциальной смене работы по собственному желанию и т. д.

Размышления о механизмах

Есть некоторые основания предположить, что запуск реакции страха может опираться на психические процессы разных уровней. В случае, когда возникновение эмоции страха опирается на достаточно древние механизмы, эмоция возникает у человека помимо его воли, а его высшие когнитивные процессы уже потом приписывают эту реакцию какой-то ситуации. Красивым объяснением того, почему в некоторых ситуациях мы имеем невыраженную реакцию страха (в случае которой применима работа этого типа), может быть такое: эта тревога, скорее, запускается, опираясь на высшие когнитивные процессы.

Когда человек начинает размышлять о тревожащем его предстоящем событии, то важно, в какой именно момент его размышлений у него возникают дискомфортные переживания. Важно то, какие именно мысли/образы/идеи запускают переживание страха – эти мысли/образы/идеи часто возникают спонтанно, и не осознаются самим человеком достаточно хорошо. В обобщенном случае это происходит как-то так: человек размышляет о событии, и в какой-то момент у него возникает тревога, которая начинает увеличиваться по мере продолжения размышлений.

Часто человек находит некоторое объяснение своей тревоге (например, «Боюсь, что у меня не получится это»), и далее он переживает реакцию страха, «думая это объяснение». Но т. к. мысли/образы, запустившие переживание, могут лежать в другой плоскости, чем объяснение (и объяснение часто имеет генерализованный характер), то «размышления об объяснении» не приводят к нахождению конструктивных способов избегания. А это, в свою очередь, не дает завершиться переживанию и может увеличивать тревогу (см. раздел «Для чего нам бояться?»).

Психотерапевтическая работа

Работа по осознанию запускающих механизмов заключается в выделении вместе с терапевтом тех мыслей/образов, которые запускают переживания и обсуждении того, какой процесс они запускают. Эта работа эффективна по той причине, что если клиент научится направлять свое сознательное внимание на этот процесс, то это позволяет влиять на работу собственных механизмов восприятия и остановить запускание реакции страха на раннем этапе. Дальнейшими типовыми шагами в терапии будут:

1. Обсуждение того, насколько эти мысли/образы соответствуют реальности ситуации (а не являются неосознанными автоматическими реакциями на ситуации прошлого).
2. Обсуждение, есть ли у клиента другое, альтернативное, виденье этой ситуации. Может ли он противопоставить имеющимся мыслям/картинкам какие-то другие.
3. Обсуждение личного отношения человека к тому, что эти образы так сильно влияют на его состояние.

Все эти варианты развития беседы уже не являются обязательными, т. к. и все они, и просто работа по осознанию механизмов запуска развивают способности клиента к управлению процессом, запускающим переживания.

Психодраматические варианты работы

Самым простым и эффективным вариантом психодраматической работы этого типа является разыгрывание смутных пугающих вариантов развития событий. В процессе этого разыгрывания важно не потерять пугающее содержание, чтобы, сделав смутное будущее явным пугающим будущим, в полной мере получить два инсайта: 1) «Теперь я понимаю, почему я опасаюсь этого «смутного пугающего» и почему этот вариант тревожит меня»; 2) задаться вопросом к самому себе: «А почему мне представляется, что развитие событий должно быть именно таким?» - и вслед за этой мыслью часто приходят инсайты, относящиеся к событиям из личной истории клиента. И такой работы часто бывает достаточно, чтобы далее клиент уже все доделал сам.


Заключение


К сожалению, многие интересные вопросы про работу со страхом не вместились в формат этой статьи. Но мы надеемся, что читателю удалось выхватить из нашей работы интересные для него идеи. Мы будем рады вашим откликам и замечаниям!


Основные источники

  • Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер 2009 г.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Петрова Е. Травма и посттравматический синдром. Практика терапевтической работы.



Написать отклик на электронную почту
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31




Строка для библиографии: Корниенко П. Корниенко Н. Работа с переживанием страха. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t227.html]

Вернуться в Статьи о практике психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron