Психодрама и психосоматика

Здесь можно задавать вопросы о том, что вам интересно

Непрочитанное сообщение Тимур 10 ноя 2008, 15:40

Интересно всё что знаете о работе с психосоматикой в психодраме: техники, статьи, ваш личный опыт или мнения.
Последний раз редактировалось Тимур 11 ноя 2008, 21:09, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 123
Репутация пользователя: 18

Непрочитанное сообщение Леонид Огороднов 11 ноя 2008, 13:24

Знаю и применяю две техники, или, скорее, две стратегии работы.

Первая представляет собой встречу с болезнью. Выясняются выгоды, получаемые от болезни, узнаем, чего болезнь хочет и как это можно получить, не болея.

Вторая предполагает инсценизацию самой болезни. ТО есть ставится та система организма человека, которая вовлечена в болезнь, и воспроизводится механика. Например, при астме нужны легкие, бронхи, кровеносные сосуды, кислород. Спазм бронхов, кислород не попадает в альвеолы, гипоксия и проч. Протагонист играет все роли, директор спрашивает, как обычно, зачем он это делает, что чувствует и проч. Как правило, после зеркала переходим в ранние сцены. Работал таким образом с астмой, псориазом, подагрой, маточными сокращениями, остеохондрозом. Нужно, конечно, знать механику заболевания, но, как правило, клиент подсказывает.

В любом случае, обязательно нужно убедиться, что это не органика. Если органика - работать все равно можно, но непременно гнать клиента к врачу.
Леонид Огороднов
Сообщения: 125
Репутация пользователя: 2

Непрочитанное сообщение Тимур 11 ноя 2008, 13:47

Леонид Огороднов писал(а):Знаю и применяю две техники, или, скорее, две стратегии работы.

Первая представляет собой встречу с болезнью. Выясняются выгоды, получаемые от болезни, узнаем, чего болезнь хочет и как это можно получить, не болея.

Вторая предполагает инсценизацию самой болезни. ТО есть ставится та система организма человека, которая вовлечена в болезнь, и воспроизводится механика. Например, при астме нужны легкие, бронхи, кровеносные сосуды, кислород. Спазм бронхов, кислород не попадает в альвеолы, гипоксия и проч. Протагонист играет все роли, директор спрашивает, как обычно, зачем он это делает, что чувствует и проч. Как правило, после зеркала переходим в ранние сцены. Работал таким образом с астмой, псориазом, подагрой, маточными сокращениями, остеохондрозом. Нужно, конечно, знать механику заболевания, но, как правило, клиент подсказывает.

В любом случае, обязательно нужно убедиться, что это не органика. Если органика - работать все равно можно, но непременно гнать клиента к врачу.

Спасибо Леонид, это очень важно. Первую стратегию я использую, а вот про вторую не знал.
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 123
Репутация пользователя: 18

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 12 ноя 2008, 22:28

Вот тут есть кусочек про психосоматику - может пригодится в обсуждении.
Фрагмент статьи Кристины Щуровой из книги “Играть по-русски”
[ Показать скрытый текст ]
Накапливаемые годами психологические проблемы или чувства, связанные со стрессовыми ситуациями и не выраженные в реальном мире, могут проявляться в виде астмы, язв, кожных и других заболеваний. Эти симптомы относят к разряду психосоматических расстройств. Работая с психосоматикой в психодраме, мы имеем возможность вывести на психодраматическую сцену конкретный симптом или больной орган как отдельную роль и прояснить, что хочет “сказать” протагонисту его недуг. Основой такого психодраматического хода является представление о том, что боль появляется не для того, чтобы нас мучить, а как предупреждение о возникшей опасности. Так, ожог беспокоит не для того, чтобы нам было больно, а чтобы намекнуть: “Не слезть ли вам с горячей сковородки?”.

Непосредственно воздействуя на протагониста, вспомогательное “Я” в роли симптома “колет”, сжимает или давит, одновременно проговаривая свои послания. Например: “Я твой желудок. Я не могу больше переваривать ту злость, которую ты крутишь внутри себя”. Или: “Я твоя головная боль за твоих детей. Дай им возможность самим решать свои проблемы”. Однако случается и так, что соматический симптом сам становится причиной новых психологических проблем. И тогда на разбор сложных причинно-следственных связей первичного симптома и вторичных последствий могут уйти долгие часы групповой работы. Кроме того, осознанию истинных посланий тела протагониста может серьезно препятствовать его сопротивление. Работа с сопротивлением, безусловно, является важной, неотъемлемой частью психотерапии, однако нужно помнить и о том, что наши болезни могут свести нас в могилу. А наша цель — прямо противоположная. Основываясь на способности символического мира и мира реального влиять друг на друга, терапевт может помочь протагонисту отреагировать свои переживания, используя мир фантазий. В этом случае мы можем исходить из метафоры боли, тем более, что метафоры эти так и вертятся на языке: “По мне словно каток проехал”, “Мою голову сдавили тисками”, “Меня как будто грызут изнутри”. Опираясь на представление симптома в виде символического образа, метафоры, мы можем работать как с ситуативными болями, так и с тяжелыми хроническими заболеваниями.

И собственно говоря, в самой статье приведен пример символической работы с психосоматическим заболеванием, можно попробовать проанализировать суть происходящего там и может быть это наведет на мысли о техниках. Я готов подумать в этом направлении. )
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 12 ноя 2008, 23:35

Грета Лейтц, в своей книге "Психодрама: Теория и практика" упоминая о психосоматических симптомах возникающих на группе несколько раз говорит о важности освобождения чувств в этой ситуации.

Вот например:
Как только собственная, зачастую давно минувшая идентификационно-специфическая конфликтная ситуация проигрывается и у протагониста происходит акциональный катарсис, психосоматические нарушения сменяются чувством освобождения и разрядки.

И еще:
Психосоматическая реакция протагонистки на сцену в больнице становится понятной. <...> После катартической игры симптомы напряжения исчезли.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 13 ноя 2008, 00:25

Слушай, я прочитал про тебя, и как-то мне стало намного понятнее с твоим вопросом. Ты бы сюда, вместе с вопросом написал, что так интересуешься этой темой, а то так непонятно как-то. ))

Я так понимаю, тебе интересно собрать все возможные способы работы с психосоматикой в психодраме? Может, у тебя у самого есть какие-то наработки, наблюдения или техники?

Мне, например, интересно, что ты думаешь или знаешь о том, что некоторые психотерапевты иногда связывают определенные заболевания с конкретными типами личностных проблем или травм. Есть ли такого рода хорошие исследования?
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Тимур 16 ноя 2008, 14:37

Да, действительно, многие психотерапевты связывают те или иные заболевания с определёнными проблемами или типами личности, но исследования показывают, что прямой взаимосвязи нет.
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 123
Репутация пользователя: 18

Непрочитанное сообщение Марина А 22 ноя 2008, 00:43

У Риммы Ефимкиной в "Пробуждении спящей красавицы" небольшая заметка по психодраматической сессии про псориаз (называется "Кошка"). вот не помню, по-моему в этой книге еще что-то есть по психосоматике.

К сожалению, сейчас под рукой нет книг "Играть по-русски" и "Я у себя одна". В одной из них точно была сессия про еще одну работу с кожным заболеванием.
Марина А
Сообщения: 19
Репутация пользователя: 3

Непрочитанное сообщение Тимур 22 ноя 2008, 01:15

Спасибо, я обязательно посмотрю эту литературу
Аватара пользователя
Тимур
Участник форума
Сообщения: 123
Репутация пользователя: 18

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 22 ноя 2008, 05:54

Источник: Интернет-магазин издательства Класс

Фрагмент статьи Кристины Щуровой из книги “Играть по-русски”
[ Показать скрытый текст ]

СЛУЧАЙ НАДЕЖДЫ


— Моя жизнь напоминает судьбу героини литературного произведения “Бегущая по граблям”, — с иронией произнесла Надежда.

В ответ раздался взрыв хохота:

— Какая емкая фраза!

— Да-да, я тоже частенько чувствую себя подобным персонажем!

— Наступать на те же грабли и мое любимое занятие!

Группа симпатизировала Наде, да и как иначе: высокая, красивая молодая женщина с прекрасным чувством юмора и живым умом, отличными актерскими способностями и, безусловно, талантливая, она производила впечатление той, что идет по жизни смеясь. Никто и не замечал, что недорогая, но со вкусом подобранная одежда всегда скрывала практически все тело.

Психодраматическая группа существовала чуть больше месяца, но впервые Надежда решилась рассказать о своей боли. С раннего детства она страдала атопическим дерматитом, тяжелейшей формой аллергического нейродермита, и в свои 30 лет уже давно имела инвалидность. Болезнь не давала возможности устроиться на хорошую работу, создать семью... Мешала заниматься даже домашним хозяйством — мыло и стиральный порошок вызывали жесточайшую аллергию. В конце концов, заболевание стало угрожать жизни молодой женщины. Незадолго до прихода в группу Надежда чуть было не погибла на больничной койке: врачи не исключали летального исхода, настолько был поврежден кожный покров.

Но после кризиса наступило улучшение. Это случилось ночью, а наутро Надя узнала, что эта ночь стала последней в жизни ее горячо любимого отца. Он скончался совершенно неожиданно...

— Мой папа умер вместо меня, это я должна была уйти из этой жизни. Зачем мне жить, если впереди только боль, нищета и одиночество?! Мы живем в коммунальной квартире, мама уже немолода, а я не могу даже постирать! Я не работаю, потому что никто не собирается терпеть постоянные больничные. Я же из больниц не вылезаю! — Надя заплакала, и сердце разрывалось от отчаяния. — Ни один мужчина не смог выдержать вид кровоточащего месива вместо тела в периоды обострения, а я только кричу от нестерпимой боли! А когда болезнь отступает, я нахожусь в постоянном страхе, что в любой момент все может начаться снова!

Вдруг Надежда осеклась, плача, уткнулась взглядом в пол, и никакая сила не могла бы заставить ее посмотреть в глаза другим из-за боязни увидеть в них жалость и отвращение.

У каждого участника группы своя непростая история. Обычно мы делаем групповой выбор, кто будет протагонистом в этот день, но сегодня, оглядев группу и получив молчаливое согласие, я приняла решение сразу начать работу.

— Что ты чувствуешь сейчас? — спросила я.

— Мне безумно стыдно, я как будто привязана к позорному столбу, и все кричат мне в лицо страшные оскорбления, а я не понимаю: за что?

— Ты хотела бы понять, за что?

— Нет! Я хочу избавиться от этого кошмара! — Надежда прокричала эти слова, но голову так и не подняла.

— Где находится столб, к которому ты привязана?

Надя указала в центр комнаты.

— Ты готова пойти туда сейчас?

— Да, ведь я все равно уже там.

— Перед тем, как ты займешь место у позорного столба, я прошу тебя стать толпой, которая бросает Наде оскорбления. Что ты кричишь, толпа?

Техника обмена ролями — одна из основных в психодраматическом методе. При помощи этой техники протагонист имеет возможность посмотреть на ситуацию глазами другого, прояснить интер- и интрапсихический конфликты, озвучить разные стороны одного процесса. Кроме того, в ходе обмена ролями протагонист показывает другим членам группы, как им в дальнейшем играть роли. Только Надежда могла озвучить роль толпы, ведь у каждого из нас своя “толпа”. Оказавшись в роли “палачей”, Надя приняла агрессивную позу и прокричала:

— Ты чужая! Ты не такая, как мы! Ненавидим тебя, ведьма! Сгори на костре, отвратительная и гадкая колдунья! Ты позоришь нас одним своим существованием, мы презираем тебя и боимся, а ты просто кусок мяса, который должен сгореть!

В следующую минуту я предложила протагонистке встать у позорного столба, а группе — сыграть толпу.
Знаем ли мы, кого видела Надя в этих ожесточенных лицах? Врачей, равнодушно выставлявших ее койку в коридор и с отвращением разглядывающих ее тело, мужчин, бросающих в трудную минуту, детей в школе, показывающих на нее пальцем? Нет, мы не знаем, ведь символическая реальность дает возможность протагонисту увидеть свой мир, и, быть может, это была просто безликая толпа оголтелых зверей, скандирующая: “Сожги ее, сожги!”

Надя стояла у позорного столба, и на ее лице читались ужас и нестерпимое страдание. Она зарыдала и прокричала в ответ:

— Я хочу умереть, чтобы не жить с вами, не быть среди вас, не быть такой, как вы!
Надя билась в ярости, рыдала, а потом как-то обмякла.

— Я горю, мне очень больно, но ничуть не стыдно, и я рада, что ухожу из этой жизни. Я умираю, — и тут она упала на пол.
На некоторое время в комнате воцарилось молчание, я жестом попросила членов группы сесть на места. Надежда почти неподвижно лежала в центре сцены и тихо-тихо плакала.

— Ты умерла, — почти прошептала я, — тело твое превратилось в пепел, и теперь ты — только душа.

— Да, я теперь душа, и я жива. Мое тело превратилось в прах, и я свободна теперь.

— Сейчас, Душа, у тебя есть возможность попрощаться с телом. Что ты хочешь сказать ему?

На роль сожженного тела мы пригласили одного из участников группы.

Надя осторожно подошла к “кучке пепла” и стала тихо прощаться с ней. Это прощание длилось не минуту и не две. В нем были любовь и прощение, тепло и сочувствие, вина и благодарность... Душа и тело менялись ролями, беседа была полна боли и любви. Потом тело похоронили, а душа отправилась в странствие. Легка, свежа, воздушна, парила она в небесах и любовалась существующим миром.

— Я хочу подлететь к людям и посмотреть им в глаза, — с нежностью проговорила Надежда. Она подходила к каждому члену группы, улыбалась, открыто и с любовью глядя в глаза людей. Наша небольшая комнатка как будто озарилась светом, и все улыбались, как умеют улыбаться дети.

— Душа, хочешь ли ты вечно оставаться бесплотной или готова вновь возродиться в этом мире? — спросила я.

— Хочу вернуться в мир, пусть иногда жестокий, но такой прекрасный! Я соединюсь с телом младенца и проживу свою жизнь. Я хочу сделать ее лучше, и я сделаю!

Тогда была введена роль Нового Тела. Душа вернулась в мир живых и обрела это новое тело. Тело и душа обнимали друг друга крепко-крепко, и каждый из нас, находившихся в этой небольшой комнате, одной из миллиардов в этом мире, чувствовал любовь и желание жить!..

— Я не просто в глаза смотрела, мы дотрагивались друг до друга, мы гладили руки и лицо. Это очень важно, ведь раньше тактильный контакт был невозможен для меня.

Прошло два года с того времени. Сегодня Наде тридцать два года, ее молодой человек не перестает восхищаться своей любимой. Надежда продолжает посещать психодраматическую группу. Описав этот случай, я предложила героине прочитать черновик статьи. Иногда на группах она жалуется, что устает на работе, ведь творческая профессия предполагает ненормированный рабочий график: и днем, и ночью снимаются клипы и сочиняются сценарии.

— А иногда не сочиняются! — со смехом добавляет Надежда. Она одета в симпатичную кофточку с короткими рукавами...

Я чувствую, что в описании этого случая, есть много важного для понимания того, как можно работать с психосоматикой да и не только. Но не так просто, это важное, назвать точными словами. Можно попробовать это сделать в обсуждении, если вам интересно.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

След.

Библиографическая ссылка: Психодрама и психосоматика. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t269.html]

Метки темы

психосоматика

Вернуться в Обмен опытом и идеями



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron