Фаин Дж. Леон. Невербальные аспекты психодрамы

Хорошие статьи о психодраматической практике

Сообщение Павел Корниенко 01 фев 2009, 23:41

Источник: http://www.book-ua.org


Невербальные аспекты психодрамы

В этой главе мы познакомим читателя с психодрамой как способом психотерапии, как это было создано Морено, и сфокусируем внимание на невербальных аспектах психодрамы. Они включают в себя расширенное и нерасширенное выражение эмоций, а также несемантические коммуникации участников; направленные невербальные и дополнительные приемы с двойниками, техники вовлечения пациента в процесс и аспекты, относящиеся к эксперименту и тренингу. Иными словами психодрамой как средством невербального выражения, исследования и высвобождения чувств, отношений и желаний участников.

Большая часть обсуждаемого материала — это результат наблюдений и экспериментов, проведенных в госпитале в Ст. Луисе, где была проведена аналитическая групповая психодрама с госпитализированными больными шизофренией, а также тренинг и созданные демонстрационные терапевтические группы из студентов, а также экспериментальные ориентированные на процесс группы психодрамы, созданные из профессионалов и добровольцев из больных.

Любой опытный терапевт научил себя определять все многообразие невербальных сообщений, которые ему «посылает» больной, хотя, конечно, он менее чувствителен к ним. Тон голоса, поза, быстрота реакции, выражение лица и то, как быстро он краснеет, жестикуляция пациента — все это дает возможность интуитивно реагировать и, возможно, вполне сознательно анализировать поведение. Предположим, пациент говорит одно, а терапевт понимает, что имеется в виду совсем другое, и он настраивается на определенный лад. Рюш и Кис замечают, что некоторые люди придерживаются принципов невербальной коммуникации, об этом написана книга. Чтобы проиллюстрировать это, заметим, что только в восьми случаях из тридцати одного, в проведенных Краснером экспериментах, было признано и подтверждено появление такого невербального дополнения как улыбка. Очень интересные комментарии, касающиеся уровней коммуникативного процесса, даны Бейтсоном. Они относятся к изучению Причин шизофрении. Хейли описывает динамику гипнотических отношений. Все эти ученые говорят о позиции «двойной связи» и разрешении конфликта, который возникает вследствие реакции, и в то же время получает несемантическую информацию, которая, в свою очередь, требует инкогруентную реакцию на первичное сообщение.

Моменты, рассмотренные в этих книгах, способствуют успешной психотерапии, общению терапевта с пациентом, которое должно быть ясным, четким, определенным. Морено, Вайтейкер и др. делают акцент на том, что очень важна роль довербального опыта в развитии личности, и отмечают важность невербальных взаимоотношений и коммуникаций в психотерапии. Они (ученые) делают акцент на том, что поведение и значение вербальных сообщений, которые делает терапевт, должны быть предельно ясны и определенны, так как, в свою очередь, такая точность вызовет открытость и понимание степени драматизма, которые дополнят ее. Бергер чувствует, насколько члены группы нуждаются, хотят знать «Что же на самом деле испытывает человек, а не то, что он говорит или делает». В групповой психотерапии он, Бергер, проводит исследование всех форм невербальных взаимодействий. Как он считает, эти формы несут на себе первично экспрессивную нагрузку и вторично коммуникативную. Он определил, что, когда группа фокусирует свое внимание на невербальной коммуникации, происходит снижение интеллектуальной работы участников. Статья Бергера в особенности заслуживает внимания с точки зрения концептуализации использования невербальных материалов в групповой психотерапии, так как он описывает типы пациентов и способы невербальной коммуникации в их применении к таким отраслям аналитической групповой психотерапии, как—передача (перенос), сопротивление (противодействие), разыгрывание драмы и т. д.

В психодраме, как в любой индивидуальной или групповой психотерапии, мы имеем дело с корректировкой эмоционального опыта в отношениях; побуждением адекватного самопонимания; стимулированием катарсиса; обеспечением. поддержки; прояснением в отношениях, то есть со всем тем, что способствует восстановлению цельной личности на уровне сознания и действия. Традиционно это делается при помощи вербальных методов, а также путем соединения действия и невербальных способов.

Теперь мы обратим наше внимание на более специфичные методы действия в психодраме. Также как любое действие или взаимодействие обязательно включает в себя несемантическую часть, так и любой аспект психодраматического процесса предусматривает это, включая способы направляемой подготовки, использование света и музыки, обучение и экспериментальные методы.

Подготовка протагониста и других участников психодрамы

Невербальная подготовка

Подготовка — это определенный этап, на котором протагонисту или группе оказывается помощь с тем, чтобы вовлечь его (ее) в сам процесс психотерапии. В самом начале, подготовки возникает тишина. Обычно режиссер ведет группу в направлении групповой ответственности. Затем он ждет, когда группа будет полностью мобилизована. По мере того как группа молча сидит, растет напряжение. Мэри раздражает то, что режиссер уклоняется от ответственности. Элис решает уйти, чтобы принести что-то, да и, кроме того, она не может выносить напряжение. Джек неспокойно крутится на своем стуле. Вскоре кто-то начинает говорить о том, что он чувствует, выдвигает свою проблему, либо вся группа решает исследовать свои чувства и ожидания. Группа полиостью вовлечена и теперь уже все делят ответственность между собой. Использование тишины — прием мотивации, использующийся в равной мере и в индивидуальной терапии.

В другой подготовке члены группы стараются наблюдать друг за другом, чтобы затем высказать свои замечания по поводу настроения каждого из присутствующих. Здесь режиссер провоцирует членов группы проявить наблюдательность и способность к интерпретации, и довольно директивным образом побуждает к вербальному взаимодействию в рассмотрении невербальных аспектов поведения. Здесь используются приемы с двойниками, зеркалом. Это происходит до тех пор, пока протагонист не становится очевидным (его состояние) для группы.

Более радикальный метод подготовки — способ невербального силового взаимодействия. В этом случае участники группы взаимодействуют друг с другом в течение определенного промежутка времени, причем употребление слов исключается. Возникает обширный материал для анализа, так как опять реакция на молчание довольно активна. Мы садимся кружком. Как только очередь доходит до Джо, любая деятельность (взаимодействие) прекращается. Джордж предпочитает вести, а не следовать. Джин начинает с поцелуя, и, узнав, что передать этот поцелуй надо будет режиссеру, Джуди впадает в панику. Кену надоело упрямство Джо, из-за которого приходится останавливать всякий раз игру, и он всячески дает это понять. Сью хочет выразите желание, чтобы в группе (в отношениях) господствовала гармония, поэтому она успокаивающе кладет руку на соседа. Игра продолжается. Структура невербальной волевой игры (взаимодействия) в своей основе имеет некоторый обман, она как бы ненатуральна, но вместе с тем это условие обеспечивает богатые возможности. Когда невозможно употреблять слова, мы направляем наши мысли на собственное поведение, так же как и на действия окружающих. Собственно те реальности, которые стали очевидными в результате такого взаимодействия, существовали все время, но теперь они становятся предметом исследования. Более того, мы заметили, что такое «волевое взаимодействие» помогает новым группам намного быстрее объединиться, познакомиться. Это одинаково помогает как новым группам больных шизофренией, так и других. Возможно, это происходит потому, что такой тип общения требует совершенно определенного вовлечения в процесс взаимодействия, активности, чем предполагают традиционные способы подготовки, в основе которых — разговор. Согласитесь, существует разница в том, чтобы промямлить «Привет» и пожать руку. Также формируются многочисленные центры активности и отношения, когда нет определенного человека, который поддержал бы вас тем, что слушал. Этот метод обеспечивает более активное вовлечение в процесс и определение проблемы в группах пациентов, которые собираются в течение двух лет.

Такие невербальные подготовки мы использовали в традиционной терапии. Один из наших психодраматургов (Арнольд Драйер) проводил эксперименты с использованием серии полностью невербальных психодрам. Как режиссер, он контактировал со своими пациентами без слов, и своими действиями он побуждал членов группы поступать так же, как он. В частности, положительные изменения произошли у пациентов, которые обычно попадали в неловкое положение из-за своей ненаправленной агрессивности, выражавшейся в речи. После ряда таких подготовок он заметил, тем не менее, что потерял одно из своих важных свойств (качеств), хотя достиг определенного успеха в отношениях с членами группы.

Для подготовки одного человека к определенной сцене, или для подготовки всей группы к истолкованию снов, либо в других случаях, часто используют прием возбуждения воображения с закрытыми глазами. Протагонисту предлагается скрыть глаза и визуально представить себя в определенной роли. Режиссер побуждает пациента к достижению образа на уровне всех сенсорных модальностей. То, насколько надо быть конкретным или абстрактным в этом случае, — режиссер выбирает сам. Такой прием предполагает использование суггестивных методов, тех, которые употребляются в гипнозе с целью достижения катарсиса. Такой прием находит более широкое применение, так как процесс происходит не в состоянии сна. Читатель, знакомый с гипнозом, может сказать, что эта техника может быть представлена в качестве вводной части в гипнотическое состояние. Результаты оказались превосходными. Мы попросили группу пациентов закрыть глаза и представить то, о чем каждый из них рассказал. Особенности представления каждого участника обеспечивают вовлечение субъективных представлений в то, что стало общим опытом (представлением) группы.

Невербальные приемы режиссера

Наиболее известный и, возможно, противоречивый прием в психотерапии — это прикосновение. Существуют примеры эмоционально заряженных физических отношений, которые режиссер может употреблять непосредственно к пациенту, либо опосредованно (через выбор определенной сцены или роли) — это укрывающее и успокаивающее объятие; мягкое ободряющее прикосновение к плечу пациента; отталкивание (в раздражении) и т. д. Иногда прикосновение побуждает пациента к эмоциональному участию, к общению, то есть оно делает то, что тома слов не в состоянии. Прикосновение может органично вписываться в сцену; может быть просто ободряющим; либо непосредственно направлено на поддержание определенной атмосферы в группе.

Постановка спектакля — другое невербальное средство режиссера. Для того чтобы регулировать процесс вовлечения, действие может происходить как в группе, так и вне ее. С одной стороны, действие может происходить там, где протагонист имеет открытое пространство для движения, или, с другой стороны, там, где пространство огорожено стенами и присутствуют люди, то есть протагонист в такой ситуации просто вынужден действовать, где уход от действия невозможен. Если в драме есть сцена конфронтации, протагонист может находиться физически выше своего антагониста (балкон) и таким образом чувствовать себя более сильным, а свою позицию — доминирующей. Антагонист и протагонист могут находиться на одном уровне, лицом к лицу. Нам кажется, что позиция (их положение) на сцене влияет в значительной степени на ход действия, поскольку уже само местоположение актеров несет в себе имплицитное значение. Хаскелл, например, считает, что в работе с подростками-правонарушителями необходимо больше использовать интерпретации приемов, связанных с двойной позицией, обменом ролей, что сводит к минимуму давление точки зрения (позиции) самого терапевта. Совершенно четко иллюстрируется сцена, когда происходит замена одного актера-двойника другим, в случае, если режиссер осознает предвзятое отношение антагониста к протагонисту или наоборот.

Протагонист должен чувствовать на нескольких уровнях, что режиссер поддерживает его своим выбором следующей сцены, в которой сам протагонист испытывает потребность. Происходит и коммуникация на невербальном уровне, когда режиссер посылает протагонисту двойника или предлагает сцену, в которой происходит интенсивная конфронтация. Режиссер своими действиями и реакциями в процессе постановки и чередования (выбора) сцен и участников драмы общается с протагонистом, сообщает ему информацию о своих интересах, степени участия и понимания происходящего.

Свет может использоваться весьма успешно и эффектно для стимуляции чувств. Темнота защищает и покрывает или позволяет отделить мир реальный на сцене от мира снов и образов. То есть может быть ситуация, когда используется эффект включения и выключения света. Но Морено, например, успешно использует цветное освещение для стимуляции того или иного настроения. Мы также пробовали создавать музыкальное оформление (импровизированные фортепьянные темы в исполнении нашего же терапевта Джозефа Фишера). Здесь музыкальные темы помогали вызвать определенное настроение или чередовать их либо у протагониста, либо у всей группы. Интенсивность вовлечения в действие и активность на сцене зачастую становятся намного выше обычного. Длительность той или иной сцены, смены ролей, обсуждения и интерпретации — это другой фактор, регулирующий уровень вовлеченности протагониста. Обычно это несемантичсская реакция тела: учащенное дыхание — первый признак для режиссера, чтобы вмешаться в действие.

Невербальные аспекты тренинга

Нам представилась возможность работать с новым штагом врачей, обучающихся методу психодрамы. Помимо них, в группу вошли добровольцы (домохозяйки), которые участвовали в качестве дополнительных эго. Одним из невербальных аспектов тренинга является пантомима в обмене идеями и чувствами. То есть дополнительные игроки вынуждены передавать свои мысли другим без помощи слов. Он должен увидеть себя совершенно по-новому. Его просят ощутить, насколько движения тела не объясняют чувств, которые он испытывает, или объясняют неточно. Находящийся на сцене сравнивает свои ощущения, когда он «топчется» на сцене, или машет руками, а может быть, и «носится» по залу с теми, когда он просто сидит на стуле и смотрит на кончик ботинка. Двойнику предлагается описать чувства протагониста. Здесь актер-двойник учит реагировать на уровне чувств и подбирать ключи к телу (его языку) с тем, чтобы давать правильный ответ. Его внимание рассеяно, так как вербальное взаимодействие запрещено. Двойник понимает, что он может лучше понять протагониста, если будет ему эмпатировать и позволит своей внутренней реакции диктовать собственные движения тела, отвечающие чувствам.

Невербальный сеанс, как экспериментальный прием

Мы работали с группой, состоящей из профессионалов и домохозяек, которая сконцентрировала свое внимание на самом процессе психодрамы, нежели на проблеме протагониста. Очень интересным оказался проведенный сеанс невербальной психодрамы с последующим обсуждением и анализом. Мы считали, что попытка осуществления невербальной процедуры позволит нам избежать возможных случайностей, которые возникают во взаимоотношениях, или, во всяком- случае, свести их к минимуму. А также мы рассчитывали на более четкий и ясный анализ и понимание. Можно осуществить такую процедуру, прибежав ко всевозможным приемам постановки и анализа. Суть в том, чтобы участники взаимодействовали в условиях заданной ситуации, в определенных временных рамках и без употребления каких бы то ни было слов. Мы попытались осуществить подготовку так, как это описано выше. В результате оказалось, что когда индивиду не разрешено говорить (если это не средство самозащиты), он более осознанно выбирает способы реагирования на поведение окружающих, а также и их действия понимает правильно. Другой постановкой стало деление участников на группу «терапевтов» и «пациентов». Некоторые члены группы хотели испытать, как -.э.то находиться под воздействием терапевта, а терапевт, в свою очередь, выделил самые радикальные процедуры. В попытке установить контакт с такими «пациентами» мы обнаруживали снова и снова (как это было отмечено Морено), что установление двойного статуса, сообщаемого «пациентом», способствует поддержанию близких отношений всех участников. Действительно, если «терапевт» не пытается влиять на пациента, то «пациент» относится к нему доверительно, то есть отношения становятся близкими. Когда терапевт старается навязать свою точку зрения и то, что она является лучшей, то в результате мы имеем отрицание и отстраненность. Удалив из взаимодействия слова, мы тем самым проясняем для себя те аспекты взаимоотношений, которые зачастую игнорируются из-за сосредоточения на вербальном сообщении. В человеческом поведении всегда присутствует невербальный момент. Если вы признаете данное положение, то с успехом можете экспериментировать и использовать на практике.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31




Строка для библиографии: Фаин Дж. Леон. Невербальные аспекты психодрамы. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t325.html]

Вернуться в Статьи о практике психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2