Ролевая теория в психодраматической практике

Форум для осмысления любых тем, связанных с психодрамой и психотерапией

Сообщение Павел Корниенко 06 мар 2009, 19:00

На семинаре Юдит Тешари о психосоматике Юдит сделала простую виньетку про симптом и прокомментировала ее. И для меня это очень интересный пример психодраматической работы, наводящий на интересные размышления. Расскажу развернуто.

  • Протагонисту предложили выбрать из группы несколько человек (5-7) и выстроить их в ряд рядом с протагонистом. Каждый из этих людей - это его симптом или часть симптома.
  • Далее протагонист подходит к каждому из этих людей и из роли симптома спонтанно показывает на нем, как этот симптом физически действует, и какой он дает послание. (На семинаре инструкция была такой: "побудь этой болью, подойди к каждому и спонтанно дай ей послание: одно слово или фраза")
  • После того как все роли заданы, протагонист возвращается в свою роль. А части играют свои роли. (На семинаре симптомом была боль в плече, и части подходили к протагонисту сзади, давили ему на плечо и говорили свои слова. Сначала по очереди, а потом давление каждого следующего добавлялось к предыдущим. И еще директор попросил усилить и ускорить этот процесс.)
  • После этого протагониста, естественно, спросили о его чувствах и том, какие ситуации из его жизни приходят ему в голову т.д. ... и о чем-то там директор с протагонистом поговорил…
  • А вот потом был интересный ход. Директор попросил протагониста снова подойти к каждому из этих людей и показать на них, как они могут дать ему другое послание - поддерживающее.
  • А после того как протагонист дал всем по новому посланию, адресованному себе, директор попросил его еще раз подойди к каждому и показать на нем, как эта часть может телесно поддержать протагониста. (Добавить к посланию еще и действие).
  • После чего, естественно, протагонист пошел в свою роль и получил всю эту поддержку. И что-то там еще…

Но самым интересным мне показалось то, как Юдит прокомментировала свои действия на процесс-анализе. Юдит сказала, что главной для нее в этой работе была идея изменить роль протагониста из "разрушающего себя" на "поддерживающего себя".

И я чувствую в этом очень важный смысл. Вот как я вижу эту ситуацию:
  • Директор увидел, что протагонист всем предложенным персонажам дал "негативные" послания себе (хотя инструкции на "негативность" не было).
  • Это само по себе некоторый феномен, вне зависимости от запроса. Протагонист по отношению к самому себе выступает в роли "разрушающего/заставляющего/мучающего". И директор решает именно это сделать главной целью своей работы, видимо, предполагая, что с запросом это тоже может быть связано.
  • Дальше директор предлагает протагонисту отыграть другую роль: "поддерживающего себя". И сделать это медленно, не торопясь, в два этапа.
  • И, естественно, почувствовать на себе результат своей работы, таким образом, подкрепив результат "обучения новой роли".

И, как я понимаю, что-то похожее происходит в голове у многих директоров психодрамы, которые опираются на ролевую теорию. И мне кажется, что такой способ понимания человека и терапии – это может быть очень полезно для директора психодрамы. Хочу научиться понимать ситуацию в категориях ролей, только пока не знаю, как этому можно научиться.

Что думаете? Есть ли для вас в этом что-то интересное? Может ли, по-вашему, это быть полезным? Видели ли вы хорошие тексты об этом? Есть ли у вас свои идеи, примеры, размышления?
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 878
Репутация пользователя: 31

Сообщение Жанна Лурье 07 мар 2009, 23:12

а еще мне понравился комментарий Юдит по поводу этого кусочка, когда мы спросили, где же здесь был "инсайт-в-действии"? она сказала: "действие было в голове у протагониста", когда он придумывал и формулировал новые послания самому себе.

мне очень интересно, паша, то, о чем ты пишешь. я, мне кажется, впервые видела реальную работу, опирающуюся на теорию ролей. а не только комментарии о том, что это было... написано об этом много, но по кусочкам, фрагментами.
Аватара пользователя
Жанна Лурье
Сообщения: 161
Репутация пользователя: 13

Сообщение Оксана Мисенко 18 апр 2009, 23:23

Павел Корниенко писал(а):Хочу научиться понимать ситуацию в категориях ролей

Если исходить из теории ролей , то я вижу ситуацию следующим образом...

Павел Корниенко писал(а):...протагонист по отношению к самому себе выступает в роли "разрушающего/заставляющего/мучающего"...

Протагонист, выступая в роли своего симптома (не суть важно -"разрушающего/заставляющего/мучающего" или без "негативности") действует в рамках соматической роли. Это первичная ролевая категория в теории ролей Морено.

Павел Корниенко писал(а):После этого протагониста, естественно, спросили о его чувствах и том, какие ситуации из его жизни приходят ему в голову т.д. ... и о чем-то там директор с протагонистом поговорил…

Этот кусочек работы актуализирует уже следующую ролевую категорию - психическую, поскольку именно психические роли позволяют протагонисту взаимодействовать со своим внутренним миром.

Павел Корниенко писал(а):А вот потом был интересный ход. Директор попросил протагониста снова подойти к каждому из этих людей и показать на них, как они могут дать ему другое послание - поддерживающее.

Дальнейший процесс приводит к активации социальной роли – т.е. той роли, в которой человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями жизни...И оказание поддержки самому себе - это вхождение в социальную роль.

Таким образом, в описанной работе протагонист с помощью директора последовательно эволюционировал от соматической роли через психическую к социальной...:)
Аватара пользователя
Оксана Мисенко
Сообщения: 8
Репутация пользователя: 2


Строка для библиографии: Ролевая теория в психодраматической практике. Режим доступа: [https://psihodrama.ru/t362.html]

Вернуться в Обсуждения теории и практики психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3