Мартти Линдквист. Текст несостоявшегося выступления...

Хорошие статьи, имеющие косвенное отношение к психодраме

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 16 авг 2011, 02:40

Источник: http://hpsy.ru/public/x1675.htm
Автор перевода: Е.Л.Михайлова. mail: [написать электронное письмо]

Текст несостоявшегося выступления перед участниками Международной Психодраматической Конференции 2004 г. в Оксфорде


  Мартти Линдквист - социодраматист из Финляндии, его базовая специализация - теология и этика; был профессором социальной этики в Университете Хельсинки (1978-1986). С 1998 председатель национального совета "Этика в здравоохранении" при правительстве Финляндии. Автор многочисленных книг, тематика которых включает не только философские вопросы, но и практические аспекты социодрамы и групповой работы; писал также повести и рассказы. Автор нескольких глав в коллективной монографии "Психодрама после Морено".

  Мартти Линдквиста не стало летом 2004 г.; встреча на Международной Психодраматической Конференции в Оксфорде не состоялась. Этой встречи ждали многие и своего рода прощальным письмом достойного и тонкого профессионала стал маленький текст, полученный всеми участниками конференции. Мне показалось важным перевести его и сделать доступным для студентов-психологов и ныне практикующих российских коллег.
Е.Л.Михайлова

Этот текст - попытка описать в высшей степени личное основание этического сознания, "профессиональной совести" хелпера по отношению к его/ее клиенту; для меня особо важно было включить в рассмотрение влияния собственной "тени" профессионала на работу. Этот текст не предназначен для превращения в официальную этическую норму. Напротив, это лишь одно возможное видение среди многих других, и я делюсь им для того, чтобы принадлежащие к "помогающим профессиям" могли заглянуть в этот текст как в одно из возможных зеркал и отрефлексировать собственные убеждения и конкретные пути проявления их в работе.

Как человеческое существо, я прежде всего отвечаю за себя, свое благополучие и последствия моих действий для других. Решение стать тем, кто помогает другим человеческим существам, требует от меня понимания: делая это, я не разрешу личных трудностей и не компенсирую всего того, что потеряно и недостает в моей собственной жизни. Я могу работать ответственно только в пределах, которые определены как моим профессиональным знанием, так и моей уникальной личностью, а она, в свою очередь, является результатом того жизненного бремени, которое определено моей историей. Я осознаю тот факт, что во мне есть не только хорошее и что моя помощь не всегда бескорыстна. Моя собственная "тень" следует за мной и тогда, когда я работаю для других людей. Я хотел бы как можно больше использовать эту "тень" в качестве моста между моим миром и миром моего клиента, а не как оружие, направленное на него/нее.

Я признаю, что моя работа возможна и этически приемлема только в сотрудничестве с клиентом и только с его согласия. Я не являюсь спасителем для клиента: он/она - субъект собственного выбора и самый лучший специалист в отношении своей жизни. В нашем сотрудничестве мы неминуемо принимаем участие в жизни друг друга, но ни одному из нас не позволено владеть или управлять жизнью другого.

Моя работа основана на убеждении, что у меня и моего клиента есть нечто общее - опыт человеческого бытия. Когда я оказываюсь лицом к лицу с беспомощностью и нуждами клиента, я тем самым соприкасаюсь также с той частью меня самого, которой отчаянно недостает столь многого и которая часто чувствует себя беспомощной. Когда я совершаю свое терапевтическое путешествие в мир клиента, это вызов для меня. Суть этого вызова в том, чтобы увидеть себя глазами клиента и понять, что его/ее опыт мог бы быть и моим - и со мной могло случиться, то, что случилось с ним.

Цель моей работы - увеличить для моего клиента возможность понимания его/ее собственной жизни и мира, увидеть, что есть истина в его/ее жизни, принять собственное человеческое достоинство и найти в себе отвагу изменяться в соответствии со своим путем роста. Я не хочу извлекать клиента из его/ее истории и лишать ответственности, но я стараюсь помочь ему/ей стать частью его/ее естественного контекста и занять собственное место в обществе.

Я не строю никаких допущений ни для клиента, ни для себя в отношении непременного успеха той работы, которую мы делаем вместе. У нас обоих есть право на неуспех и разочарование. Я не подведу клиента, даже если он/она не отвечает моим ожиданиям и даже тогда, когда цель, о которой мы договорились, не достигнута. Я верю, что наши отношения имеют смысл, который не может быть измерен только критериями внешней полезности и успеха.

Я помогаю моему клиенту, полагаясь на знания, умения и опыт, которыми располагаю как профессионал; делая это, я учусь уважать свою работу и профессию. Но я также хочу быть в контакте с клиентом как отдельный человек и принимаю свое право быть спонтанным, использовать интуицию и креативность для блага клиента. Точно так же и клиент имеет право быть тем/той, кто он/она есть, и делиться тем жизненным опытом, который принадлежит его/ее личности. Это также помогает мне представлять себя на месте клиента, когда это необходимо.

Я не нарушаю конфиденциальность между клиентом и мной и не предаю его/ее в бессилии и во власти неудовлетворенных потребностей, и я не злоупотребляю нашими взаимоотношениями ради моих собственных целей или личных нужд. Я уважаю реальное страдание клиента и позволяю ему/ей встретиться с этим страданием, не обещая, что "больно не будет", если этой боли нельзя избежать.

Я также готов встретиться со страданием, которое подобно в нашем человеческом уделе и появляется в ходе нашего терапевтического путешествия.

Я осознаю тот факт, что и я, и мой клиент обладаем глубинной сексуальностью. Это одновременно и эмоциональный ресурс и угроза нашему совместному путешествию. У нас обоих есть право принимать наши сексуальные чувства, но как тот, кто верит в клиента и тот, от кого клиент зависит, я сумею воздержаться и не провоцировать клиента своими сексуальными желаниями и не последую за его/ее желаниями этого рода

Я обещаю заботиться о себе теми способами, которыми располагаю, с тем, чтобы не отвергать, не "пережигать", не раздавать другим то, что наиболее важно в моей собственной жизни. У меня есть твердое убеждение, что защита моей жизни одно-временно означает борьбу за жизнь моего клиента

Я уважаю труд других хелперов и моих коллег и убежден в том, что все мы принимаем участие в общей борьбе за человеческое достоинство и жизнь в целом. Я разделяю с ними радости и боль моей работы и пытаюсь способствовать такому социальному развитию, которое не означало бы успех для немногих ценой эксплуатации и отвержения многих.

Я осознаю тот факт, что я не единственный, кто оказывает помощь моему клиенту, и я не являюсь собственником окончательного объяснения его/ее проблем. Источник веры и ресурсов моего клиента находится в его/ее собственной жизни, я же являюсь лишь "повитухой" этой жизни в меру моего понимания и умения.

Для всех нас одинаково верно, что невозможно выжить в одиночку. Когда придет день и мне понадобится помощь, я хочу быть готов попросить о помощи, ибо знаю, что только тот, кто готов попросить и принять помощь, имеет право помогать другим.

Линдквист М.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28
За это сообщение: 1




Библиографическая ссылка: Мартти Линдквист. Текст несостоявшегося выступления.... Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t613.html]

Вернуться в Статьи по психологии и психотерапии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0