Ютта Фюрст. Психодраматическая работа со снами

Хорошие статьи о психодраматической практике

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 06 апр 2011, 00:00

Источник: [Москва] Ютта Фюрст. Работа со снами. 2008 г.
Перевод: Боргоедова Виктория


Ютта Фюрст. Сновидение на cцене

Психодраматическая работа со снами


Морено говорил: «психодрама – это способ изменения мира в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, использующий фундаментальные правила воображения без погружения в пучину фантазий, галлюцинаций и иллюзий» (Морено, 1972).
«Можно сказать, что психодрама – это попытка построить мост между дуальностью фантазии и реальности и восстановить уникальную целостность». (Морено, 1974).

Психодраматическую сцену можно воспринимать как место, где встречаются воображение и реальность. Директор психодрамы поддерживает протагониста делиться своим сном с группой в действии. В психодраме существуют разные подходы и теории по работе со сном. Некоторые из них основаны на психоаналитической теории, которая предполагает, что сновидения состоят из латентных идей, подавленных эмоций и конфликта в подсознательном. Проигрывание сновидения позволяет раскрыть их. Фрейд говорил: «Интерпретация сновидения – королевская дорога к (исследованию) бессознательному».

Нейропсихологическое и биологическое основание сновидений.

Не существует общепринятой теории о сновидениях. Ранее было принято считать, что сны возникают только во время короткой фазы сна, но позднее было обнаружено, что они возникают и в длинную фазу.

Нейропсихологическая теория объясняет сновидение как остаточное возбуждение нейронов подкорки во взаимосвязи с образами из коры. Но уже давно известно, что лишение сна и сновидения влияет на психическое здоровье людей.

Работа со снами в психодраме имеет давнюю традицию.

Теория психодраматической триады в сновидениях.

Наше тело жаждет выражения, что Морено называл «жаждой действия» (1978, 717) и ведет к активности с первого момента нашей жизни. Опыт, получаемый нами, сохраняется в памяти не в вербальном выражении, но как образ и ощущение.

Сохранение этого опыта в мозге и организация образов и ощущений схожа с компьютерной программой использующей файлы. Части одного и того же образа могут быть найдены под разными «файловыми именами». Во время сна мы организуем опыт текущего или предыдущих дней. Мы пытаемся найти решение для ситуаций и чувств, которые мы пережили. Это творческая работа в течение всей ночи на внутреннем уровне. Файлы открываются, и образы комбинируются и сочетаются новым наилучшим образом. Эта процедура и переживается нами как сновидение.

Почему же мы должны работать со снами когда работа уже осуществлена?

  • иногда наш мозг не может найти решение потому что одна составляющая головоломки пропущена.
  • иногда возможно усилить процесс, который может длиться очень долго.
  • иногда сновидения могут провоцировать тревожность, как ночные кошмары.
  • иногда они удовлетворяют нашу потребность в понимании.

Когда нам стоит работать со снами?

Психодраматическая работа со снами иногда может поднять такие чувства и опыт, которые трудно удерживать. Роб Фридман, исходя из своего длительного опыта работы психотерапевтом, однажды предложил на своем воркшопе не работать со снами, которые фрагментарны, т.е. не содержат движения или живых существ.

Обращаясь к теории по данному вопросу, мы можем предполагать, что у клиента нет доступа к какому-то важному файлу, который может быть необходим для решения данной головоломки.

Как работать психодраматически со сном?

Существует много разных подходов. Они различаются, т.к. основаны на разных теориях. Некоторые из этих теорий подверглись влиянию других психотерапевтических направлений, а некоторые психодраматисты создали специальные техники.

Психодраматическая работа со сновидением в разных подходах

Подход Теория Разогрев Вспомогательные роли Действие Завершение
Классический подход Морено изменение происходит в процессе действия Разыгрывается момент засыпания Выбирает директор Без обмена ролями. Продолжение сна Момент пробуждения
Психоаналитический подход (Фрейд), пр.: Лейц Расшифровка скрытого значения сна через проигрывание Разыгрывается момент засыпания Выбирает протагонист С обменом ролями. Продолжение сна Момент пробуждения
Психоаналитически ориентированный подход (Юнг), пр.: Скатегни Расшифровка скрытого значения сна через принятие ролей Разыгрывается момент засыпания Выбирает протагонист С обменом ролями. Все части сна персонифицированы Важно послание символа Момент пробуждения
Развивающе-диалектический подход: Фукховштадт-Денев Изменения происходят в синтезе тезиса (исходный сон) и антитезиса Разыгрывается момент засыпания Директор выбирает Без обмена ролями. Изменение сна Момент пробуждения
Сюрреалистический подход: Блумквист Развитие спонтанности и креативности Рассказывание сна Протагонист выбирает С обменом ролями. Свободное ассоциативное действие Как обычная психодрама
Плейбэк: Ройни Е. Изменение происходит через дистанцирование и проживание роли Техника директорского стула Протагонист выбирает только дубля, на вспомогательные роли актеры выдвигаются сами В конкретный момент протагонист берет роль Как обычная психодрама
Нейробиологический подход: Ройяс Бермудез Конфликт заключен в каждой части сна. Суть конфликта. Решение путем нахождения нового порядка Протагонист выбирает часть сна и делает скульптуру Протагонист выбирает  С обменом ролями Создание новой истории


References:

  • Blomkvist L.D., Riitzel T (1994) Surplus reality and beyond. In: Holmes eta.: Psychodrama since Moreno. Routledge, London
  • Leutz G (1974) Das klassische Psychodrama nach J. L Moreno.
  • Springer, Leutz G., 1986, The Psychodramatic Treatment of Dreams, Group Analyses, SAGE, London, Beverely Hills and New Delhi, Vol.19, 439-46
  • Moreno J.L. (1978) Who Shall Survive? Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama, Beacon, New York. Beacon house.
  • Rojas-Bermudez J., Moyano Rojas-Bermudez G.: (1999) Dream images and psychodramatic images.
  • Manuscript for the III. meeting of the federation of european psychodrama training organisations).
  • Roine E. (1997) Psychodrama. Group Psychotherapy as Expermental Theatre. Jessica Kingsley London
  • Scategni W., 1999: The stuff of dreams: From dream image to psychodramatic image. In: III. Meeting of the Federation of European Psychodrama Training Organisations,
  • Sevilla Verhofstadt-Deneve L., 1995 How to work with Dreams in Psychodrama: Developmental Therapy from an Existantial-Diatectical Viewpoint In: Int. Journal of Group Psychotherapy. AGPA Annual Meeting. The Guilford Press.
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28




Библиографическая ссылка: Ютта Фюрст. Психодраматическая работа со снами. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t615.html]

Метки темы

работа со сном

Вернуться в Статьи о практике психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0