Воробьева А. Перфоманс и плейбек. Что общего?

Театр зрительских историй

Непрочитанное сообщение Анастасия Воробьева 23 ноя 2010, 15:05

...не отображающее зеркало, а увеличительное стекло...

Что же такое перфоманс и почему возникают противоречия в правомерности отношения плейбека к перфомансу?

Плейбек – это практика заявленная как неформат, там нет строжайших рамок полотна и выбор палитры не ограничен, тем самым плейбек является почти что единственной свободной территорией в психотерапевтическом мире. Не намекая на то, что герой данной статьи является терапией, скажу что терапевтический эффект он имеет. Многие люди не готовы к терапии в ее общепринятом формате, но готовы к терапевтическому эффекту. Таким образом плейбек становиться более «народным». Формы плейбека красочны, а их количество неограничено, таким образом плейбек направлен больше на эстетическую реакцию зрителя, так же как и перфоманс.

Перфоманс – это одна из форм современного искусства, а именно акционизма. Перфоманс – это короткое представление перед публикой.

Долой концептуальные рамки и рамочки
Суть перфоманса в свободе от концептуальных рамок. Можно сказать, что и плейбек не подразумевает под собой породить позицию потребителя эстетических ценностей. Перфоманс предоставляет зрителю возможность выйти из состояния пассивного наблюдателя и примерить на себя роль, порождающую собственный смысл. В плейбеке актерам задает тему зритель, но ведь актеры не стремяться сыграть ее настолько подлинно, насколько ее донес зритель. Каждая роль получается спонтанной. И каждый зритель воспринимает увиденное через собственную призму, порождает и творит для себя смысл.

Кто здесь главный?
В перфомансе выступающие предоставляют материал, а зрители воспринимают. Перфомансист - зритель
В плейбеке зритель рассказывает – актеры играют – зрители воспринимают
Рассказчик-актеры-зрители
Таким образом зритель в любом случае является конечным звеном, именно на зрителя направлен акцент.

Сценарные рамки
Что касается перфоманса – то он планируется зараннее и протекает по заданной программе.
В плейбеке есть так же зараннее заготовленные сценарии, некие формы, с помощью которых актеры воплощают рассказанные истории. Но в границах этих форм предполагается абсолютная спонтанность, подобно нанизыванию на ниточки бусинок разных размеров и разных цветов.

Априорное наличие смысла
Перфоманс освобождает исполнителя от необходимости воплощать какой-либо смысл, главная задача в действии. Тут вопрос спорный, дело в том, что в плейбеке мы стараемся прислушаться к себе, понять что мы хотим сделать сейчас и выражаем свою роль через действие, но основной объект – зритель. И все же задачей действий будет являться смысловое содержание, в то время как в перфомансе это является слабой сюжетообразующей ролью. Я не стану крокодилом, если история про обезьяну...

Свобода от виртуальности
В перфомансе мы работаем только с настоящими предметами и стул не сможет играть роль человека и никогда не станет говорящим. Ну а в плейбеке каждая тряпочка, каждый платочек может играть символичную роль чувства, а сами актеры могут стать любыми персонажами и рамок в выборе здесь нет.

Профессионализм и прочие завихрени
В перфомансе в отличии от других видов искусства профессионализм не играет никакой роли, не обременяя себя необходимостью специально играть роли, используя театральные техники и приемы.
Ну а плейбек предполагает наличие актерских способностей, которые можно развивать с помощью специальных упражнений.

Надеваем роли...
В перфомансе мы не играем роли, к тому же перфоманс должен быть простым в исполнении, чтобы зритель смог идентифицировать себя с перфомансистом.
В плейбеке мы играем, но действуем через роли, прочувствовав и примерив через собственную призму.

Подводя итог можно сослаться на то, что и перфоманс и плейбек относятся к акционизму и к искусству, но то, как относится плейбек к категории перфоманса вопрос требующий внимания. Возможно это есть своеобразный его вид, если правомерно категоризировать понятие перфоманс...
Аватара пользователя
Анастасия Воробьева
Сообщения: 22
Репутация пользователя: 0


Следующая страница

Непрочитанное сообщение Билык Марина 24 ноя 2010, 14:53

Первое что бросается в глаза - это различия...
В плейбеке начальным и конечным звеном является зритель.
Актер является со- переживающим со-чувствующим и со-действующим и со-единяющим человека с человеком.
Агентом этого чуда является ТЕЛЕ.
Перформанс это спонтанный способ выражения чего либо кому либо, даже наверное это проживание чего либо с кем либо...
это близко но не одно и то же
Аватара пользователя
Билык Марина
Сообщения: 9
Репутация пользователя: 4

Непрочитанное сообщение Анастасия Воробьева 24 ноя 2010, 15:21

Да, Марина, вот и я так считаю. Но тем не менее представления плейбека называются ПЕРФОМАНС... Почему перфоманс? И из каких соображений плейбек стали относить к перфомансу? Возможно, на то есть аргументы...?
Аватара пользователя
Анастасия Воробьева
Сообщения: 22
Репутация пользователя: 0

Непрочитанное сообщение Анастасия Воробьева 24 ноя 2010, 16:05

Друщья, коллеги, прошу заметить, что перфоманс проходит по зараннее спланированному сценарию, перфоманс - это категория акционизма входящая в концептуализм. А еще в перфомансе есть главная изюминка, собственно цель перфоманса, довести какое-либо действие до абсурда... Прийти к пониманию, через это. Например, если танцевать, то до изнеможения, если стоять, то до головокружения и т.д. Я видела множество перфомансов (именно перфомансов настоящих художников-перфомансистов) и со стороны они могут показаться не адекватными, удивительными, чудными и даже ужасающими, но современное искусство имеет много граней и не каждому открывается. И то, что привыкли относить к перфомансу не всегда является правомерным. Если интересно, я могу поделиться и рассказать по подробнее про перфомансы и теорию абсурда в данном контексте.
Аватара пользователя
Анастасия Воробьева
Сообщения: 22
Репутация пользователя: 0

Непрочитанное сообщение Наталия Кожина 24 ноя 2010, 18:16

Привет, Настя.
Согласна, что перфоманс в узком смысле этого слова предполагает чётко спланированный сценарий действий.
В этом контексте playback-театр ближе к хэппенингу, нежели к перфомансу.

Но сейчас перфомансом называется, по-моему, сплошь и рядом всё, выходящее за рамки традиционного искусства и предполагающее действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. То есть значение слова "перфоманс" сильно расширено. И в этом ключе представление playback-театра вполне можно отнести к перфомансу. Я так считаю.
Аватара пользователя
Наталия Кожина
Сообщения: 17
Репутация пользователя: 4

Непрочитанное сообщение Анастасия Воробьева 25 ноя 2010, 01:46

Думаю, просто перфоманс стали считать формой искусства многофункциональной по причине путанице и получилось что теперь любое нестандартное искусство можно туда и отнести, так проще... Но ведь у перфоманса, так же как и у хеппинга есть свое определение. Я собственно не против такого вместительного слова, но хотелось все же разъяснить и расставить точки над понятиями... Все таки не правомерно же "арбуз называть фруктом"... =) Думаю, вопрос этот больной и задавая его многим никогда не получаю однозначного ответа. Вот такой он добродушный и вместительный этот перфоманс =) И мой любимый плейбек на правах имигранта в перфомансе...=)
Аватара пользователя
Анастасия Воробьева
Сообщения: 22
Репутация пользователя: 0

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 25 ноя 2010, 02:03

А есть ли какая-нибудь форма плейбека, приближенная к психодраматической работе в том смысле, когда действие на сцене рождается "путем последовательных приближений" к сути. Что-то вроде того, когда слушается рассказчик, потом что-то показывается, потом слушается его реакция(может быть снова расспрашивается, может быть спрашивается о том, что ему хочется дальше), снова показывается и т.д.... ?
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28

Непрочитанное сообщение Анастасия Воробьева 25 ноя 2010, 12:56

По сути все формы приближены к психодраматической работе, мы берем историю рассказчика, выделяем главное для него, решаем в какой форме лучше играть и показываем, а дальше расспрашиваем-как тебе увиденное? Если чего-то не хватило, например: страсти, злобы, счастья и т.д., то мы можем доиграть в другой форме именно это. Зачастую в плейбеке рождаются новые формы. Думаю, будущие у плейбека светлое, ну а в связи с недолгим существованием в России непаханное поле плейбека занимает огромные площади, являясь младшим собратом психодрамы, но уже достаточно самостоятельным. Ко мне залетало пару идей по трансформации плейбека с осторожным погружением в терапию. По поводу форм, если интересно, я могу поделиться подробнее и раскрыть изюминки =)
Аватара пользователя
Анастасия Воробьева
Сообщения: 22
Репутация пользователя: 0

Непрочитанное сообщение Билык Марина 26 ноя 2010, 13:14

Добрый день! Киевскому театру плей-бек "Отражение" уже 9 лет. За это время многое видел наш театр и нас многие видели. Мы пришли на данный момент к такому этапу развития что ввели технику"Терапия". Применяем ее очень редко- только тогда, когда понятно что человеку недостаточно отражения. Эффекты очень интересные. Впечатление такое, что переживание такой большой группой усиливает эффект терапии. Ремарка- у нас очень качественный чуткий ведущий - психодраматист с 15 летним стажем. еще раз подчеркиваю -это происходит не на каждом выступлении, мы этим не злоупотребляем. Потомучто если это"притянуто за уши" -эффект обратный.
Аватара пользователя
Билык Марина
Сообщения: 9
Репутация пользователя: 4

Непрочитанное сообщение Билык Марина 26 ноя 2010, 13:23

Это происходит как техника"зеркало"-протагонист управляет антагонистами на сцене. Было один раз что протагонист захотел выйти на сцену продолжить действие. Очень интересно. Но, на мой взгляд, как и в психодраме мы можем играть все, но надо соотносить интенсивность действия и возможности группы(в данном случае зала). Применение терапии не самоцель.Ее применение, на мой взгляд, должно быть обусловлено реальной потребностью клиента и невозможностью "закрыть" его возможностями плей-бека.
Аватара пользователя
Билык Марина
Сообщения: 9
Репутация пользователя: 4
За это сообщение: 1

След.

Библиографическая ссылка: Воробьева А. Перфоманс и плейбек. Что общего?. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t619.html]

Вернуться в Плейбек-Театр



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0