Э. Аскандарова. Сновидения в психодраме Морено

Хорошие статьи о психодраматической практике

Непрочитанное сообщение Павел Корниенко 05 апр 2012, 00:27

Автор: Аскандарова Эсина
Источник: www.viaregia.narod.ru/moreno.htm


Психодрама использует сцену для разыгрывание внутрипсихических процессов пациента. "Пациенту велят быть самим собой а не актером, ибо актер принужден пожертвовать своим собственным частным Я ради роли, налагаемой на него драматургом" (цитаты с сайта Психодрама в России). В контексте работы со сновидениями могут проигрываться как различные аспекты самого сна, или это может быть фантазия на тему сновидения. Работа ведется с группой. Участники группы могут быть как субъектами, так и объектами сновидения. Терапевт (режиссер в психодраме) является постановщиком шоу, он использует терапевтические интервенции ("превращает каждый намек, предлагаемый субъектом, в драматическое действие, объединяет линию постановки с жизненной линией субъекта, и никогда не позволять постановке терять контакты с публикой. В качестве терапевта ему дозволяется по временам нападать на субъекта и шокировать его, так же как и смеяться и шутить, иногда он может устраниться от непосредственного вмешательства и быть пассивным"). В качестве аналитика он интерпретирует действие, используя информацию, поступающую от субъектов\объектов психодрамы.

Принимаются во внимание три категории сна, наиболее важной из которых является экзистенциальное содержание, или содержание действия по Морено. В таком случае скрытое и явное содержание сна совпадают. В психодраматической переработке сновидение не истолковывается на уровне рационализации, а проясняется в процессе игры благодаря синтезу действия и речи в сознательном состоянии. Все толкования исходят от протагониста (главного действующего лица психодраматического разыгрывания), и к ним он приходит через эмоциональное переживание образов и спонтанное отреагирование действием. По мнению Морено, человек глубже всего способен чувствовать на уровне психодраматического действия, потом - на уровне реальности и затем - на невербальном уровне.

Психодраматическая работа со сновидениями состоит из следующих частей:
  • Воспроизведение самого сна.
  • Обратная связь с паттернами.
  • Продолжение сна
  • Спонтанная актуализация латентного желания.

Преимущества психодраматической работы со сновидениями заключается в возможности продолжения сновидения в схожей форме - артпереработке, также широко использующей язык символов. Замечено, что сновидение, достигая наивысшей кульминационной точки, имеет обыкновение прерываться, т.к., очевидно, срабатывают механизмы защиты сознания от угрожающего объема недопустимой информации. Психодрама в ситуации терапевтической безопасности позволяет протагонисту пережить конфликт, преодолеть проблемную ситуацию, и это продолжение почти всегда ведет к разрешению конфликта, переживаемого в эмоциональной действительности.

Психодраматический подход к сновидениям во многом перекликается с гештальт-подходом. Гештальт-терапия также использует экспериментальное разыгрывание сюжета сновидения, что особенно эффективно в группе. Типичным представителям такого подхода можно назвать Сержа Гинига, который показал свою работу на семинаре "Французский подход в гештальте" в Минске.

От психодрамы отличается более частым аппелированием к осознаванию, использованием специфических техник гештальт-терапии (работа с полярностями, работа на границе контакта и т.п).
Аватара пользователя
Павел Корниенко
Редактор сайта
Сообщения: 832
Репутация пользователя: 28




Библиографическая ссылка: Э. Аскандарова. Сновидения в психодраме Морено. Режим доступа: [http://www.psihodrama.ru/t744.html]

Вернуться в Статьи о практике психодрамы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron